Вырастила будущего актера Анна Григорьевна Маковецкая, усердно работавшая на заводе — папа бросил семью еще до рождения ребенка, поэтому в 16 юноша взял фамилию матери.
В средней школе подросток увлекался водным поло и фигурным катанием, но интересы резко изменились после приглашения учительницы в детский театр. Роль Аркашки Счастливцева в пьесе «Лес» Маковецкий выучил за день, а после успеха спектакля осознал, что влюблен в сцену. Вот только осуществить мечту оказалось непросто: в Киевский госинститут театрального искусства Сергея не приняли, и временно пришлось устроиться монтировщиком декораций, как сообщает Стархит
Константин Райкин даже не дослушал Маковецкого до конца, когда тот приехал поступать в ГИТИС. Не принял на свой курс абитуриента из Киева и Олег Табаков. К счастью, Сергея взяли в «Щуку», а чтобы не прерывать учебу, студент откосил от службы в армии, притворившись, что страдает тяжелыми приступами мигрени. Как складывалась карьера артиста и какие разочарования ожидали его в личной жизни? Обо всем этом и не только рассказываем в день 65-летия звезды.
Сергей был очень привязан к матери, а потому воспринимал их с отцом рухнувшую историю любви как трагедию. «Я видел, что маме не хочется рассказывать об этом, поэтому я не мучил ее вопросами. Просто знаю, что он очень сильно обидел ее, когда она была беременна мной. Мама с папой пошли в загс, как вдруг отец сказал: «Посиди, сейчас подойду». Мама сидела, ждала, а он пошел и забрал заявление. Она говорит: «Не позорь меня, нас ждут, столы-то накрыты». После такого всякое могло случиться, но мама, слава Богу, меня родила», — делился артист .
Уже в студенчестве Маковецкий вознамерился разыскать отца, но неожиданно сильно заболел и слег на две недели. После выписки с больничного нужно было многое наверстать по учебе, поэтому идею о поездке к родственнику Сергей забросил. Позднее актер едва не столкнулся с папой, который, как выяснилось, порой навещал его маму.
«Как только я появлялся дома, он не переступал порог. Я подумал: «Значит, так тому и быть…» Мама умерла в 2001-м, а я не могу этого ни принять, ни понять. А ведь я не знал до последнего, жив ли мой отец. Как-то встретился со своими братом и сестрой по папе. Они мне и сказали, что его уже нет в живых», — с грустью рассказывал Сергей Васильевич.
Окончив училище, артист по распределению попал в театр имени Вахтангова, но целых девять лет ему доверяли второстепенных персонажей. Перелом назрел, когда актеру дали сыграть китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира» — за созданный образ Сергею вручили премию фестиваля «Московская театральная весна».
Вскоре актер познакомился с Романом Виктюком, и тот переманил Маковецкого в свой театр. Сергей превратился в ведущего артиста, блистая в постановках «Уроки мастера», «Рогатка» и «Любовь с придурком». В какой-то момент отношения мэтра со звездой расстроились: то ли Сергей Маковецкий надоел режиссеру, то ли наоборот наш герой устал от стилистики Виктюка и его прижимистости в выплате гонораров.
Так или иначе, спустя годы Маковецкий тепло отзывался о режиссере, с восторгом вспоминая успех спектакля «М. Баттерфляй» и горько сожалея, что не успел поговорить с мэтром до его кончины. «Незадолго до смерти я ему позвонил. Надо не забывать звонить, нельзя откладывать на потом! Я спросил: “Как дела, Роман Григорьевич?” Он мне говорит: “Сережка, позвони мне в воскресенье!” А я забыл позвонить, а во вторник его увезли в больницу, и его не стало», — сетовал Сергей Васильевич.
В 1995-м кинопресса назвала Маковецкого актером года за работы в лентах «Черная вуаль», «Трофим» и «Летние люди». Разглядев в артисте многогранность, режиссеры стали предлагать ему роли нестандартных злодеев. Антагониста Сергей Васильевич сыграл в «Прорве» Ивана Дыховичного, «Трех историях» Киры Муратовой, «Про уродов и людей» Балабанова.
«Я вошел в этот проект самым последним, и я рад, что мне досталась именно эта роль. Она нашла во мне отклик сразу же, когда я еще читал сценарий. А для актера лучше не придумаешь, чем когда тебе интересно существовать с твоим персонажем», — подчеркивал Маковецкий.
На заре 80-х в коридоре Одесской киностудии недавно разведенная сотрудница по имени Елена оживленно беседовала с режиссерами. «Говорухин посмеялся, мол, ты уже старая корова, за тебя никто трех рублей не даст. А я ему: «Да если захочу, первый встречный молодой мальчик на мне женится!» И вижу по очертаниям, что по темному коридору бежит мужчина. Я ему: «Молодой человек, вы на мне женитесь?» Он на ходу: «Женюсь!» — «А когда?» — «На майские». И исчез. В тот же день стук в кабинет, заходит мальчик и спрашивает: «А где здесь моя супруга?!» Я ему говорю: «Вы ошиблись, всех мужей наших сотрудниц мы знаем». А он посмотрел на меня и говорит: «Это не вы здесь утром стояли? Я получил первый в своей жизни гонорар и приглашаю вас и ваших коллег в ресторан». И вот так все началось! Сразу расписываться не стали — из-за квартирного вопроса. Потом побежали в загс, быстро расписались, вышли на улицу и посмотрели печати — он женился на мне на майские!» — делилась женщина.
Маковецкого ничуть не смутило, что Елена старше на 18 лет, и у нее подрастал сын Денис от прошлых отношений. «Я всегда его любил и обожал. И сейчас люблю его и обожаю. Денис очень умный мальчишка, талантливый. Я всегда принимал его сторону, даже если он был не прав. Никогда не ругал его», — подчеркивал Сергей Васильевич.
При этом общих наследников у пары, которая неразлучна вот уже 40 лет, не случилось. По молодости супругам приходилось ютиться в маленькой квартире, поэтому вопрос прибавления в семье постоянно откладывался. «Я не стал эгоистом, не стал требовать у Елены ребенка. Я всегда слушаю ее, наверное, поэтому мы так долго вместе. Судьба так распорядилась. Что ж мне теперь ее стегать нагайкой, эту судьбу?!» — размышлял актер.