Обратно в Бучу Михайло возвращался с двумя чемоданами и ноутбуком. Всё остальное он либо продал, либо отдал.
— Приехал? — обрадовался Богдан. — Надолго?
— Похоже, насовсем, — с улыбкой ответил Михайло. — Теперь будем соседями.
— А как же работа?
— Что-нибудь найду. Думаю, заняться консультированием местных бизнесменов по автоматизации. А может, вообще начну что-то новое.
Первые недели дались непросто. Михайло не сразу привык к сельской жизни: многое казалось неудобным и чужим. Но постепенно освоился. Помогал Богдану, изучал местные реалии, знакомился с окружающими.
— Дядь Михайле, а вам не скучно? — однажды спросила Злата. — В Киеве ведь интереснее было?
— Знаешь, Злата, — ответил он после паузы, — в Киеве было много событий и суеты, но радости почти не чувствовалось. А здесь всё наоборот.
— А что такое радость?
— Это когда просыпаешься утром и чувствуешь вкус к жизни. Когда работа приносит удовольствие, а рядом есть те, кто тебе дорог.
Прошло всего полгода — и трудно было бы поверить его киевским знакомым: Михайло открыл в Буче небольшую IT-студию. Не огромный офис с кучей сотрудников, а уютное помещение в центре посёлка с видом на яблоню за окном.
Местные предприниматели быстро узнали о новом «специалисте» — кто-то приходил за сайтом для бизнеса, кто-то просил наладить учёт или подсказать способы онлайн-продаж своей продукции.
Михайло никому не отказывал: то подключит оплату через интернет для лавки на углу, то оформит витрину для цветочного киоска так красиво, что мимо пройти невозможно; то поможет фермеру рассказать о своей молочной продукции современным языком через соцсети.
Эта работа приносила настоящее удовлетворение. И удивительно было наблюдать за тем, как жизнь его земляков становилась проще и понятнее благодаря его усилиям.
Так неожиданно и совсем не по плану он снова почувствовал себя нужным в сорок лет. Дел хватало ровно настолько, чтобы жить без спешки и тревог.
— Не жалеешь? — спросил как-то вечером Богдан во время рыбалки у реки.
— Ни капли не жалею, — искренне ответил Михайло. — Впервые за долгие годы я ощущаю себя дома.
— А одиночество не давит?
— Бывает одиноко… Но это уже другое чувство: без отчаяния или пустоты. Здесь я знаю: могу заглянуть к тебе или к Ярине по делу или просто так поболтать с соседями. В Киеве я был один среди тысяч лиц.
— Понимаю тебя… — тихо сказал Богдан и добавил: — Рад твоему возвращению. Скучал по настоящему другу.
— И я рад… правда рад… — вдруг очень просто и искренне произнёс Михайло. — Представляешь… наконец нашёл путь домой.
В тот вечер он возвращался в свой уже ставший родным домик на окраине Бучи и поднял глаза к небесам. Над крышами тихо мерцали звёзды – такие близкие и родные, как в детстве. Он шёл неспешно и улыбался сам себе: жизнь действительно умеет удивлять… Двадцать три года он стремился уехать подальше отсюда – мечтал вырваться любой ценой… Был уверен: останешься – пропадёшь…
А оказалось… всё самое важное ждало именно здесь – в том месте, которое когда-то поспешно назвал тупиком своего пути… Будто прошёл кругами только ради того чтобы однажды осознать: иногда самая длинная дорога ведёт прямо домой… Туда, где тебя терпеливо ждали всё это время…
