Павла и Ольгу воспитывала бабушка, Екатерина Васильевна. Женщина образованная и статная, с характером, которому могли бы позавидовать многие мореплаватели и путешественники: она была несгибаема.
События ее молодости были полны вызовов и нестабильности, и это научило её быть осмотрительной и порой жесткой.
Однако Екатерина Васильевна очень любила своих внуков. Женщина вложила огромные усилия, чтобы поставить их на ноги, дать образование и обеспечить им надежный тыл. Она всегда настороженно относилась к их окружению, проверяя каждого, кто переступал порог их дома, на прочность и добропорядочность.
Поэтому когда Павел привел к ней домой знакомиться свою невесту Владу, Екатерина Васильевна учинила девушке настоящий допрос.
Она не стеснялась задавать прямые и острые вопросы: от того, где Влада училась, до истории ее семьи. Екатерина Васильевна смотрела ей прямо в глаза, пытаясь уловить малейшее колебание или неуверенность в ответах.
— Значит, это ты Влада, — начала Екатерина Васильевна, когда все сели за стол. — Расскажи мне, где ты училась?
Влада отвечала уверенно:
— Я закончила экономический факультет в прошлом году, Екатерина Васильевна.
— Очень хорошо, — кивнула пожилая дама, не отводя взгляд от невесты внука. — А расскажи мне о своей семье. Чем занимаются твои родители?
Влада вздохнула, понимая, что это будет не просто обмен любезностями.
— Мой отец хирург, а мама работает в школе учителем биологии. Она очень хороший педагог, все дети ее любят.
Екатерина Васильевна кивнула, её взгляд немного смягчился, но следующий вопрос был ещё более прямым.
—Какое финансовое положение у твоих родителей? Сможешь ли ты, не рассчитывая на помощь Павла, обеспечить себе достойное существование?
Влада замерла, она не ожидала, что бабушка жениха спросит что-то подобное. Девушка посмотрела на Павла, затем обратно на Екатерину Васильевну.
— Мы с Павлом — команда. Мы поддерживаем друг друга не только морально, но и финансово. Я не привыкла рассчитывать только на чужую помощь, но и не отказываюсь от поддержки близких. Я работаю в одной из лучших клиник города. Но если что-то и случится, то папа с мамой в состоянии помочь и мне, и будущему мужу.
— Хорошо, девочка, — сказала она наконец. — Вижу, ты не из тех, кто боится прямых вопросов. Это хорошо. Очень хорошо, милая!
Влада очень понравилась Екатерине Васильевне, но не в ее правилах было показывать свое расположение при первой же встрече. Уже вечером после того, как Влада уехала домой, Паша спросил у бабушки, как ей его невеста.
— Она очень красивая, образована и воспитана, — сказала Екатерина Васильевна. — Я одобряю твой выбор. Но милый, я тебе скажу сразу. Чтобы не было обид.
— Что?
— На квартиру и наследство пусть невестка не надеется. Вы не будете жить в этой квартире, да и в целом Влада здесь хозяйкой не будет. Ты знаешь, что я обязана позаботиться об Оленьке. Мы оба с тобой обязаны! ©Стелла Кьярри
К Ольге, сестре Павла, Екатерина Васильевна относилась совсем иначе, чем ко всем остальным. Если с внуком она была строгой и требовательной, то Ольга всегда оставалась её маленькой принцессой, которую можно и нужно баловать. Характер у Ольги был непростым: она могла быть ветреной и капризной, но её бабушка всегда находила для её поступков оправдания.
Каждый раз, когда Ольга в очередной раз оказывалась в передряге, Екатерина Васильевна просто вздыхала и говорила: «Да, разбаловала я её. Но в родной семье девочку обязаны любить!» Эти слова становились защитой Ольги от любых обвинений. Екатерина Васильевна была уверена, что девочке, так рано потерявшей родителей, нужно дать максимум любви и понимания. Ну и, конечно, обеспечить ей материальный комфорт.
Несмотря на все шалости и выходки, бабушка видела в Ольге потенциал для большого будущего. Такая позиция Екатерины Васильевны иногда вызывала недоумение у Павла, который чувствовал, что его сестра получает слишком много свободы. Он боялся, что в сестре это воспитывает безответственность и эгоизм. Но с бабушкой не спорил.
***
После свадьбы Павла и Влады прошел всего год, и у них родился сынишка, Петя. Он был крепким и здоровым парнем. Екатерина Васильевна, впервые увидев малыша, не сдержала восторга: «Такого ты богатыря нам родила! Молодец, девочка!» Она обнимала Владу, обещая, что будет лучшей прабабушкой на свете.
А сестра Павла, Ольга, продолжала искать своё счастье в путешествиях. Бабушка присылала ей деньги из своих сбережений, помогал и брат. Сама девушка вела блог и вполне могла себе позволить ездить по миру. Она исследовала джунгли, медитировала в ашрамах и участвовала в фотосафари в саваннах.
Её страсть к путешествиям не знала границ, и хотя это заставляло переживать Екатерину Васильевну, Павел всегда находил слова, чтобы успокоить бабушку: «Вернется твоя птичка, не переживай! Она всегда возвращается домой».
Женщина понимала, что Ольга искала нечто большее в своих странствиях — понимание себя и мира. Екатерина Васильевна желала внучке добра, поэтому старалась ее не нагружать своими тревогами. «Пусть летает птичка. Пусть».
***
Однажды ночью Павла разбудил звонок. Это была соседка его бабушки.
— Павлик! Екатерина Васильевна в больнице! Когда мы с ней пили чай, ей стало плохо…
Мир Влады и Павла перевернулся с ног на голову. Екатерина Васильевна выжила, но врачи настаивали на строгом постельном режиме и тщательном уходе. Павел пытался дозвониться до Ольги, чтобы поделиться новостями и попросить ее приехать помочь.
— Оля, бабушка болеет. Нам нужна твоя помощь. Я прошу тебя, приезжай как можно быстрее!
— Выжила наша Катрин, молодец! Она всех нас переживет! Я сейчас за океаном, и здесь у меня неотменяемые планы. Правда, Паша. Не могу!
— Оля, нам тяжело справляться. Ты же знаешь, Влада сидит с сыном! И теперь ещё уход за бабушкой!
— Прости, братец!
Заботы о доме, маленьком сыне и теперь больной бабушке легли на плечи Влады и Павла. Павел работал сверхурочно, чтобы обеспечить семью, а Влада делала всё возможное, чтобы поддержать как сына, так и Екатерину Васильевну.
— Владочка, ты невероятно чистый и сильный человек! Спасибо тебе! — повторяла Екатерина Васильевна.
— Ну о чем вообще речь?! Как иначе!
— Как жаль, что Оля не здесь. Я так хочу ее обнять.
Влада с сожалением посмотрела на Екатерину Васильевну.
— Оля просто ищет себя. Все мы разные.
— Она все ищет что-то… Так страшно умереть и оставить ее без защиты. Она совершенно не умеет думать рационально.
Влада молча кивнула. Ну кто она такая, чтобы сказать, что это именно Екатерина Васильевна вырастила из Ольги такую личность.
Шли месяцы. Влада и Павел все так же ухаживали за бабушкой. И вдруг женщина засобиралась к нотариусу.
— Бабушка, ну что ты удумала сейчас? — возмутился Паша.
— Я теперь точно знаю, с какой скоростью можно Богу душу отдать! Мне нужно подкорректировать завещание!
— И что ты будешь там менять? Все давно Ольге отписала! — не выдержал Павел.
— А что ты кричишь на меня, мальчик мой?! Я вас очень люблю! Но эту квартиру я обязана отдать внучке!
— Ты бы хоть Владу постеснялась, бабуль!
И тут терпение девушки лопнуло. Она вскочила с места и высказала все, что накипело:
— Да не нужна мне ваша квартира! У меня своих бабушек с квартирами две штуки! Оба как с ума посходили! Паша, ты вот сам не видишь, как ты меня унижаешь этими разговорами? А вы! Если вы так часто будете о смерти говорить, я с вами больше нянчиться не буду! Я делаю это все от любви к вам! От сердца… Так что хватит уже вести себя как в детском саду!
Эта искренность поразила Екатерину Васильевну. Она сначала помолчала, а потом ответила Владе:
— И правда! Что это я?! Буду жить! Молодец, моя хорошая!
Под чутким вниманием и заботой Екатерина Васильевна поправилась и начала жить, не думая о смерти. У Влады и Павла родилась дочь, Катя.
И вот шесть лет спустя, бабушка провожала своего правнука в первый класс.
— Вот и твой первый день в школе, — сказала она, улыбаясь мальчику. — Учись хорошо, и пусть это все будет тебе только в радость!
Тем же вечером, когда Петя и маленькая Катя уже спали. Павел застал бабушку, глядящую в окно на звездное небо.
— Ты опять думаешь об Ольге? — спросил он, подходя ближе.
— Да, мой дорогой, — тихо ответила она. — Оля всё ещё бродит по миру, и я так беспокоюсь за неё. Каждый раз, когда она попадает в неприятности или теряет деньги, мне становится страшно, что она там одна.
— Но ты знаешь, Оля всегда находит выход, — утешал Павел. — Она сильнее, чем кажется.
— Но она так редко звонит… Мне иногда кажется, что она забыла дорогу домой, и мы ей совсем не нужны, — Екатерина Васильевна вздохнула.
Паша не стал говорить бабушке, что ему уже давно не кажется, что Ольге никто, кроме нее и не нужен. Ему было безумно жаль, что бабушка так тоскует по человеку, который не был способен оценить такую любовь.
Чтобы привезти Ольгу на похороны Екатерины Васильевны, Павлу пришлось лететь за Ольгой лично. Оля отказывалась лететь домой, говоря, что не может смотреть на все это, но Павел был настойчив.
— Оля, пожалуйста, это последний шанс попрощаться с бабушкой. Она всегда так переживала за тебя, — уговаривал её брат.
— Паша, я просто не могу, не хочу участвовать во всем этом, — сдерживая слезы, сказала Оля.
На похоронах было много людей: родственники, друзья, знакомые Екатерины Васильевны, все те, кого она любила. После прощания настал момент оглашения завещания, который многие считали формальностью, ведь Екатерина Васильевна всегда говорила о том, что все оставит внучке.
Но когда нотариус начал читать завещание, в зале повисла тишина:
— По воле Екатерины Васильевны её имущество, включая квартиру, достается, как она подписала её «настоящей внучке», Владе и внуку, Павлу, в знак благодарности за то, что она всегда была рядом, всегда согревала своей любовью. Для Ольги Екатерина Васильевна оставила семейный фотоальбом и записку в конверте.
Оля не могла поверить в то, что слышит.
— Как так? Бабушка всегда говорила, что позаботится обо мне!— воскликнула Оля, стоя перед родственниками.
Влада, стоявшая рядом, пыталась успокоить сестру мужа.
— Оля, бабушка любила тебя… Ты могла бы приехать к ней хоть на неделю…
— Паша, ты притащил меня сюда, чтобы унизить?! Отыгрался? Рад?!
— Оля, что ты несешь?! — возразил Павел.
Но Оля была непреклонна. Она хотела уйти как можно быстрее.
— Мне здесь не место. Всего хорошего, — сказала Оля и вылетела из зала. Она надеялась, что в конверте будет хоть какая-то сумма или данные о счете, который бабушка открыла на ее имя, чтобы позаботиться о будущем. Но обнаружила только листок бумаги, которое полетело в мусор вместе с семейным альбомом.
Тем же вечером Оля улетела из города, и с тех пор она перестала общаться со своей семьей и вычеркнула их из своих мыслей. Она так и не прочитала письмо, которое оставила ей бабушка:
«Я испортила тебя своей любовью. Как поздно я поняла, что любить и потакать — это разные вещи. Но я все равно буду тебя любить и в этой жизни, и в следующей. Прости меня, Ольга».