Наталья медленно повернулась к невестке. Такая прямота заслуживала откровенного ответа.
— Ты права, Оксана. Я действительно изменила своё решение.
— Я так и думала! — с торжеством воскликнула Оксана. — Я Роману сразу сказала: всё это только слова, а на деле вы ничего не собираетесь отдавать!
— Можно спросить, — спокойно продолжила Наталья, — если бы ты точно знала, что эта квартира станет твоей, ты бы вела себя иначе?
Оксана на мгновение задумалась.
— Конечно! Я бы всё тут переделала: ремонт сделала бы капитальный, обстановку поменяла…
— А за чей счёт? — негромко уточнила Наталья.
— Ну… вы бы помогли, наверное. Или Роман кредит оформил бы. Это не так важно! Главное — чтобы это было моё. А сейчас… — она обвела взглядом комнату, — зачем стараться ради чужого?
В этот момент входная дверь открылась и вошёл Роман. По его выражению лица было ясно: он услышал последние слова жены.
— Оксана, хватит уже, — устало сказал он. — Иди ложись спать.
К удивлению Натальи, Оксана молча поднялась и ушла в спальню, даже не попрощавшись со свекровью.
Мать и сын остались одни.
— Мам, прости за весь этот спектакль, — Роман тяжело опустился на диван. — У нас сейчас непростой период.
Наталья села рядом и мягко коснулась его плеча ладонью.
— Рома, я должна сказать тебе прямо: я не собираюсь отдавать вам эту квартиру.
Роман не проявил удивления. Он лишь кивнул и опустил взгляд в пол.
— Дело вовсе не в жадности, — продолжила она. — Просто я вижу ситуацию такой, какая она есть. Оксана воспринимает это жильё как временное пристанище; она не ценит того факта, что вы живёте здесь без оплаты коммунальных услуг и аренды. Я не могу передать квартиру человеку с таким отношением к вещам.
— Понимаю… — тихо произнёс Роман.
— Вам пора искать своё жильё: будь то аренда или ипотека — решайте сами. Но эту квартиру… после вашего отъезда я сдам людям, которые будут относиться к ней с уважением и заботой.
Роман поднял на мать уставший взгляд:
— Дашь нам немного времени найти новое место?
— Конечно дам, — она крепко пожала его руку. — Я же не выставляю вас на улицу немедленно. Просто лучше знать наверняка свои перспективы, чем жить в подвешенном состоянии. Согласен?
Он едва заметно улыбнулся:
— Ты всегда была мудрее меня… мам…
***
Поздним вечером Наталья возвращалась домой по улицам уже освещённого огнями города; редкие прохожие торопились по своим делам мимо неё. Она шла неспешно и размышляла о прошедшем дне.
Поднимаясь по лестнице к своей квартире во Львове, Наталья вспоминала лицо сына во время их разговора: там не было ни упрёка, ни злости – скорее понимание и даже облегчение от того, что больше нет нужды притворяться или надеяться впустую.
«Интересно… о чём они сейчас говорят?» – подумалось ей невольно; перед глазами возник образ вечернего диалога между Романом и Оксаной. Ей хотелось бы оказаться незаметной где-то рядом – просто чтобы услышать объяснения сына жене о переменах в их положении.
Роман всегда был сообразительным мальчиком; рано или поздно он сам примет решение относительно своего брака – особенно если всё будет развиваться так же дальше. А оно будет – ведь Оксана слишком явно показала своё истинное отношение ко всему происходящему вокруг неё.
Наталья включила свет в прихожей своей аккуратной квартиры: чистота здесь резко контрастировала с тем беспорядком, который она наблюдала сегодня днём у сына дома во Львове. Заварив чайник ароматного травяного сбора и устроившись у окна с чашкой в руках, женщина смотрела на ночной город сквозь стекло окна кухни.
«Жильё нельзя дарить тем, кто этого недостоин», – подумалось ей с лёгкой горечью во взгляде; пусть теперь сами учатся строить свою жизнь заново – без подачек и иллюзий лёгкого пути к благополучию. Роман справится – он сильный человек; а если путь его разойдётся с Оксаной – значит найдётся та женщина рядом с ним однажды… та самая настоящая: которая будет ценить любовь больше квадратных метров жилья или мебели из салона распродаж…
С этими мыслями Наталья отправилась спать – спокойная душой и уверенная в завтрашнем дне своей семьи: ведь впереди новая глава жизни… а какие перемены принесёт утро – покажет время.
