— Галя, разве можно нас выгонять? — возмутился отец шестерых детей, — мы у тебя ненадолго поселились! По крайней мере, пока вопрос со страховкой дома не решится!
— Коля, какая страховка? — вздохнула Галина, — не будет никаких выплат, ты же нарочно дерево на дом свой уронил! Это не страховой случай. Съезжайте, я устала терпеть ваши выходки! Три дня даю на сборы.
***
Работать Коля не любил и не умел. Единственное, что у него хорошо получалось, так это «строгать» детей. За десять лет брака супруга Николаю родила четырёх сыновей и двух дочерей. Многодетную семью в небольшом посёлке городского типа не любили — дети росли вороватыми, а их родителей смело можно было назвать тунеядцами. Соседи неоднократно пытались вразумить Николая:
— Коля, твоя что, опять пузатая ходит? — спрашивала Варвара, местная активистка, — ну есть ведь у вас уже трое детей, зачем вам четвёртый? Чем вы кормить их всех собираетесь? Ты не работаешь, Машка твоя из декрета в декрет переплывает, тоже о работе не думает. Конечно, ей же некогда!
— А твоя печаль какая, Варвара? Чего тебя так интересует, сколько у меня детей? — огрызался Николай, —
все — мои! Я ни от кого не отказываюсь. А что касается содержания… Дал Бог зайку, даст и лужайку! Мир, Варвара, не без добрых людей. Помогут! За это можешь не переживать.
— Вот это и есть вся твоя философия! — злилась Варвара, — детей рожаете вы, а содержать их почему-то должен кто-то другой! Ты почему не работаешь? Здоровый мужик, а живёшь на детские пособия! Ты ребятню свою объедаешь, неужели ты этого не понимаешь?
— Отстань, Варвара, — отмахивался Николай, — чего примоталась? Тебе что, заняться больше нечем? Иди своей дорогой!
Еще Николай умел профессионально попрошайничать. Интернет сорокадвухлетний деревенский житель освоил быстро, он создал личную страницу в нескольких социальных сетях и каждый день выкладывал там посты с просьбой о помощи. Коля был прав, мир действительно не без добрых людей — детям охотно помогали.
Семья получала посылки из других городов, присылали всё: от одежды до книжек и сладостей. Местных образ жизни Николая и Марии раздражал, поэтому под постами регулярно появлялись призывы не доверять этому попрошайке-аферисту. Пару раз там даже отметилась и Варвара:
— Люди добрые! Ничего ему не присылайте! Колька — мой сосед, живёт через три дома. Он — натуральный лентяй! Много раз администрация нашего посёлка пыталась его трудоустроить, ни на одном месте Коля не продержался больше недели. Он не хочет работать, он хочет жить за ваш счёт!
Подписчиков заинтересовали комментарии. Люди стали устраивать проверки: когда Коля просил деньги на продукты, ему их скидывали и требовали фотоотчёт. Николай же ни перед кем отчитываться не собирался, его обижало недоверие. Автор поста огрызался и блокировал всех, кто посмел усомниться в его честности.
Когда финансовый ручеёк добровольных подаяний иссяк, Николай задумался, как теперь ему жить дальше. Неужели действительно придётся устраиваться на работу? Как назло супруга Мария забеременела пятым. Денег катастрофически не хватало и Коля решил сыграть на людском милосердии.
Он создал новый аккаунт, назвался женским именем, опубликовал фотографию младшего сына. Под фото написал несколько строк. Суть сводилась к одному: ребёнок серьёзно болен, нужны деньги на лечение.
Шесть тысяч Коля от сердобольных граждан успел получить, потом люди снова стали требовать подтверждение: просили опубликовать историю болезни, заключение врачей, рецепты на назначенные препараты. Николай и эту акцию быстро свернул.
***
Соседи уже давно перестали помогать многодетной семье. Денег, по крайней мере, ни Николаю, ни Марии никто не занимал. Детей старших, которые весь день без присмотра слонялись на улице, подкармливали.
Родственники от Марии и Николая тоже отвернулись. Искренне многодетную семью жалела только дальняя родственница Коли — Галина, его двоюродная сестра. Раз в два месяца она присылала брату деньги. Суммы были небольшими, но и за это Коля Гале был благодарен.
Когда жалостливые посты перестали приносить стабильный доход, Коля всё же был вынужден выйти на работу. Первым делом он направился в администрацию и устроил там скандал:
— Мы — многодетная семья, нам помощь положена! — кричал мужчина, — у меня четверо детей, пятый на подходе! Выделите из бюджета деньги на приданое для малыша. Автомобиль семье нужен, чтобы я мог в случае чего хотя бы в больницу супругу отвезти. Сами знаете, скорая до нас долго добирается. Зима скоро, опять же уголь, дрова нужно покупать. А дом? Кто мне дом отремонтирует? Крыша над верандой протекает, потолок постоянно мокрый. Вы работать собираетесь или нет?!
Глава поселковой администрации, Александр Павлович, с Николаем был хорошо знаком. Коля вообще для всей деревни был костью в горле — скандальный многодетный отец постоянно требовал к себе особого отношения.
— Коля, а на работу ты устроиться не надумал? —
вздохнул Александр Павлович, — как долго ты мне будешь нервы трепать? Каждый год одно и то же! Помощь выделяется, и ты об этом прекрасно знаешь. Тебе давали деньги на оплату долга за электроэнергию. Ты оплатил долг?
Николай взвился:
— А что вы мои деньги считаете? Нет, пока не оплатил!
— А на что деньги потратил? — спросил Александр Павлович.
— На продукты! Мне семью надо кормить, у меня четверо детей и жена беременная!
— Значит так, Коля, —
строго произнес Александр Павлович, — или ты выходишь на работу и начинаешь самостоятельно, как и положено мужчине, обеспечивать свою семью, или я организую комиссию, которая проверит жилищные условия детей, посмотрит, как они у тебя живут. Догадываешься, чем всё закончится? Ребят заберут и определят в нормальные семьи, где их будут воспитывать! В котельной место освободилось, Михалыч на пенсию вышел. Пойдешь?
Николай призадумался: как бы то ни было, а детей он всё-таки любил. Да и пособия тоже лишними не были.
— Пойду, — пробурчал Николай, — деваться мне некуда! Рассчитывать приходится только на себя, о многодетных семьях, к сожалению, государство не заботится!
***
Месяц Николай отработал спокойно, даже зарплату получить успел. Все планы многодетного отца спутал страховой агент, который неизвестно как забрёл в небольшой посёлок.
Коля в свой выходной решил прогуляться в магазин — там он и встретил представительного мужчину в костюме, который назвался Михаилом:
— Подождите! Подождите, молодой человек, — кто-то окликнул Николая, — разрешите мне задать вам парочку вопросов?
Коля обернулся, дождался пока незнакомец к нему подойдёт.
— Ну, чего звал? Говори быстрее, я тороплюсь!
— Меня зовут Михаил, я — представитель страховой компании. Вот моя визитка, ознакомьтесь на досуге. Скажите пожалуйста, а вы никогда не задумывались над тем, чтобы застраховать своё имущество?
Коля почесал подбородок: нет, об этом он точно никогда не думал. Да и что ему страховать? Дом, который достался от родителей?
— Нет, не думал, —
поспешил отвязаться от назойливого собеседника Николай, —
всего доброго! Пойду я.
— Подождите, уважаемый! Выслушайте меня, пожалуйста. Вы же знаете, в какое опасное время мы все живём? По всему миру ежедневно случаются разные стихийные бедствия. Я предлагаю вам обезопасить своё имущество! Вы только послушайте, какое выгодное предложение: вы оформляете страховку жизни и здоровья или имущества на год и, если в течение двенадцати месяцев с вами что-то случится, наша компания выплатит вам миллион!
Коля, когда услышал последнюю фразу, резко остановился. Ничего себе, целый миллион! Он таких денег никогда не заработает.
— А можно поподробнее? — развернулся к Михаилу Николай, — действительно, очень заманчивое предложение!
Страховой агент Николая обработал быстро. Коля сбегал домой, выгреб из комода почти всю свою зарплату и отнёс её Михаилу:
— Вот, здесь ровно двадцать тысяч. Давайте оформлять страховку! А точно, если что за год с моим домом случится, я могу миллион получить?
— Совершенно точно! — не поднимая глаз на Николая, ответил Михаил, — сейчас я договор подготовлю… Минуточку… Вот, подпишите здесь и здесь!
Коля привык читать все документы, которые подписывает, но Михаил ему такой возможности не предоставил:
— Вы расписывайтесь быстрее, пожалуйста! Мне ещё нужно к остальным жителям вашей деревни попасть. Время, как говорится — деньги. Да вы не волнуйтесь, я вас не обманываю. Выплаты в случае чего гарантирую!
Михаил и Николай расстались вполне довольными друг другом. Миша направился в другой конец посёлка, а Коля побрёл домой, прижимая договор страхования к груди. Теперь осталось только придумать, как получить обещанную выплату.
Мария видела, как муж куда-то убежал с деньгами. Когда Коля вернулся, женщина принялась его расспрашивать:
— Где был? Куда деньги унёс?
— Я, Маша, решил все наши проблемы! — торжественно заявил Николай, — теперь мы ни в чём нуждаться не будем! Дом новый купим, машину приобретем, можно и хозяйство завести, как ты и хотела.
Мария прищурилась:
— И на какие это шиши ты все эти блага приобрести собираешься?
— Я дом застраховал! — объявил Николай, —
двадцать тысяч заплатил! Если за двенадцать месяцев с нашим жильём что-то случится, то мы целый миллион получим! За пятьсот тысяч можно дом у Семёновых купить, машину вон Ванька свою продаёт. Ну а всё, что останется, потратим на поросят. Или птицу. Можно даже корову купить, чтобы молоко всегда было!
— А что с домом случится-то может? — поинтересовалась Маша, —
мы вроде бы не у океана живём, цунами ожидать не приходится. Смерчи наши края тоже стороной обходят. Коля, куда ты в очередной раз влез?
— Да, — согласился Николай, — над катаклизмом следует подумать. Ну да ничего, главное, что договор на руках. А как дом разрушить, мы уж придумаем!
Решение нашлось довольно быстро: рядом с домом рос карагач, и Коля вместе со своим кумом Валерой спилили у дерева крону. Она свалилась аккурат на крышу. Маша с детьми молча наблюдали, как отец семейства лишает их единственного жилья.
Всё более-менее ценное из дома вынесли заранее. Николай, осуществив свой хитроумный план, тут же принялся звонить в страховую. Человек, который поднял трубку, обещал как можно скорее прислать комиссию.
— Да чего вы из меня дурака-то делаете? — возмущался проверяющий, —
дерево спилили! Видно же, что срез ровный! Это не страховой случай, наша компания вам ничего не должна.
— Да как это — не должна? — возмутился Николай, — ещё как должна! Мне ваш агент объяснил, что если с моим домом что-то случится за год, то вы мне выплатите миллион! В этом доме можно жить? Нельзя! Какие проблемы?
— Это не страховой случай, —
терпеливо объяснял проверяющий, — знаете, сколько раз я с такими умниками сталкивался? Да каждый третий норовит компанию обмануть! Компенсация вам не положена, жильё ремонтируйте за свой счёт!
Над Николаем смеялась вся деревня. Крик Маши был слышен на соседней улице:
— Ну и что ты наделал? Мы теперь без крыши над головой остались! Тоже мне, великий комбинатор! Доигрался? Получил миллион? Что делать теперь будем? Где нам жить?!
Коля ничего не придумал лучше, как перевести все свое семейство в соседнюю деревню к Галине. Галя была поставлена перед фактом — Николай за пятнадцать минут до своего приезда позвонил двоюродной сестре и сообщил, что некоторое время он с женой и детьми поживёт у неё.
***
Уже год Галя терпела вредных «соседей», брат и его жена надоели женщине хуже горькой редьки. Коля не работал, всё свободное время мужчина тратил на то, чтобы добиться справедливости —
ездил в страховую и требовал положенный ему миллион. Юристы компании отправляли клиента в суд, но Коля добивался мирного решения вопроса:
— Вы же мне обещали? Обещали! — наседал Николай, — где Михаил? Агент, с которым я договор заключал? Позовите его, он должен подтвердить свои слова!
Весь дом Галя тянула на себе. Маша была беременна шестым ребёнком и только и делала, что лежала на кровати да командовала дальней родственницей. Воспитание детей тоже свалилось на Галину.
Она должна была старших отправить в школу, среднего отвести в детский сад, а за младшей присматривать весь день, пока её папа шастает по городу, а мама отдыхает, запершись в спальне. За последний месяц Галина уже дважды поднимала вопрос о переезде:
— Коля, я всё понимаю… Но тебе не кажется, что вы загостились? Ты, когда приехал, обещал, что в моём доме ты задержишься максимум на месяц. Второй год пошёл! Сколько можно? Мало того, что ты не приносишь денег в семью, не работаешь и твоих детей кормлю я со своей зарплаты. Так вы ещё и размножаетесь на моей территории! Родится шестой ребёнок, вы куда его принесёте?
— Галя, ну мы же родственники! —
укорял сестру Николай, —
ну как ты можешь такие обидные вещи мне говорить? Что значит «размножаетесь»? Мы же не животные какие, мы — люди! Ребёночка к тебе принесём. А куда же ещё? Своего жилья у нас пока нет. Ну ничего, страховую я обязательно дожму, они мне выплатят всё до копеечки! В понедельник ещё раз поеду, буду с генеральным беседовать.
Галя двоюродного брата предупредила:
— У меня денег на дорогу можешь не просить, не дам! Коля, мне надоело! Съезжайте куда хотите, но только оставьте меня в покое! Я устаю, понимаешь? Всё на мне: и дом, и твои дети, и твоя жена! Маша совсем обленилась, она требует, чтобы я еду ей в постель приносила!
— Галя, ну ты же женщина, неужели ты Машку по-бабски понять не можешь? Ей тяжело сейчас, она же в положении. Вот родит сына, и всё изменится!
Галя ни в чьё положение входить не собиралась. Когда со стороны невестки стали поступать намёки, что неплохо было бы подарить им дом, женщина не выдержала:
— Правильно говорят про таких, как вы: сунешь палец — руку по локоть откусят. Целый год вы пользовались моей добротой, я содержала вас всех! Я слова плохого не сказала ни тебе, Коля, ни тебе, Маша! Покорно приносила продукты, готовила на всех, обстирывала детей, делала с ними уроки. Даже на родительские собрания походить успела! Ты, Коля, за год не дал мне ни рубля! Наоборот, с меня тряс каждый божий день на билет на автобус. И в качестве благодарности вы мне заявляете, что я должна уйти из собственного дома и оставить вам жильё? С какой это радости?!
— Потому что у нас дети, Галя, — поглаживая большой живот, заявила Мария, — мы вынуждены наглеть! Страховая, видимо, компенсацию нам не выдаст. И куда нам идти? Тебе проще, ты одна, ты можешь жить, где угодно! Попросись к соседке, тётя Валя одна живёт, в доме тебе комнату выделит. Галя, мы же родственники! Мы должны помогать друг другу!
Галина вызвала участкового, и многодетная семья наконец-то съехала. От невестки женщина выслушала много «добрых» слов, её обвинили во всех грехах больше.
Галя с Николаем и Марией отношения не поддерживает. Насколько ей известно, семья вернулась в родную деревню и теперь терроризирует администрацию, требуя, чтобы дом восстановили за бюджетные деньги.