-Ух ты, мандаринки! Мам, ты прям мысли мои читаешь, я только сегодня о них думала. Давно не ели. Оооо, как пахнут…
— Дашуль, мандарины на Новый год, по одному с Машей возьмите, остальные не трогайте.
Девочка пожала плечами, взяла из пакетика 2 маленьких, оранжевых, ароматных мандарина на веточке, и вышла из кухни.
Гриша с удивлением посмотрел на то, как Надя жестом фокусника распределяет продукты по холодильнику, запихивая мандарины в самый дальний уголок.
-Надь, до нового года еще 2 недели, а у нас холодильник превратился в особо охраняемую территорию. Просто стратегически важный объект какой-то, а не холодильный шкаф! Колбасу не бери, это на новый год, сыр тоже не трогай, к горошку, кукурузе и прочим банкам не прикасайся, а на рыбу даже смотреть не моги! Может давай сразу на него замок повесим, чтобы ни у кого соблазна не возникало туда заглянуть, а то мы всем семейством на его содержимое любуемся да слюной исходим.
-Гриша, но ведь это к празднику…
-А зачем ты так рано покупаешь продукты? Надь, сейчас же все в избытке, нет никакого дефицита. В любой магазин зашел, и купил то, что нужно. Если нет в одном магазине— в другом обязательно есть.
-Дефицита нет, зато потом , ближе к празднику в магазинах такие очереди, и толпы людей с бешеными глазами носятся по магазинам, сметая все на своем пути, будто еду видят в первый и последний раз в жизни. Бррр. Уж лучше я заранее, постепенно, потихоньку, помаленьку, так и подкуплю все, что мне нужно, чтобы не толпиться потом у кассы. У меня мама вообще начинала запасы к новогоднему столу делать с осени. То горошка банку купит, то кукурузу, а потом и на столе все есть, и суетиться не надо. Лежат эти продукты в холодильнике, и пусть лежат.
-Нет, допустим с определенными продуктами я соглашусь. Горошек, кукуруза, шпроты…Если срок годности позволяет, или акция какая, запасай ты их хоть с 8 марта. С колбасой допустим тоже согласен, и даже с сыром. А вот с фруктами ты сильно перегибаешь палку.
-Это еще почему?
— Вчера из-за апельсинов ворчала, сегодня мандарины ребятишкам пожалела.
-Да не жалела я, Гриша! Во первых, они не голодные. У них эти апельсины-груши-яблоки круглый год лежат, и никому не нужны особо, а тут срочно приспичило. А во вторых— для них же стараюсь, не для себя. Вот придет время, накроем праздничный стол, и съедят они эти мандарины.
-Не долежат они до праздника. Половину из них ты просто выбросишь, потому что за 2 недели они банально сгниют. Смотри, какие они спелые! Ну купила бы на стол за пару дней до нового года, а эти пусть девчонки едят, в чем проблема? Кстати, ты бы их тогда хоть из пакетика высыпала, больше шансов сохранить хоть немного.
-Да ну, поди не пропадут. Ну может штук несколько подгниют, остальные нормально долежат. Надя хитрым взглядом смотрела на Григория, и улыбалась.
-Ну и где логика? Пусть эти штук несколько лучше лежат и гниют, чем отдам детям?
-Гриша, ты что разошелся с этими мандаринами? Ты мандарин хочешь? Ешьте пожалуйста, мне не жалко!
-Да не в этом дело, Надюша. Просто ни к чему такие запасы, которые лежат на авось. То ли сохранятся, то ли испортятся и в мусорку пойдут.
-Да что ты заладил— в мусорку! У тебя что, какая-то фобия мандариновая? Не жалко мне их, понимаешь? Просто нельзя много за один раз. А если не ограничить, двумя штуками точно не обойдётся, и здравствуй, аллергия. Было уже такое, проходили.
Надя с Гришей стали жить вместе всего пол -года назад. До этого долго встречались, но знакомить своего кавалера с дочками Надя не спешила. Мало ли, вдруг ничего не получится, зачем каждого встречного в дом вести и с детьми знакомить?
Уже потом, когда они стали подумывать, что проще им жить вместе, Надя познакомила его с девочками. На удивление, Григорий быстро нашел общий язык с дочками.
Хоть у Гриши и была своя квартира, но Надя категорически отказалась переезжать в чужую жилплощадь, объяснив свое нежелание просто:
-Гриша, ты не обижайся, но нам в своей квартире удобнее. У девочек и школа рядом, и все кружки в шаговой доступности. Да и привыкли они к своей комнате, у них там все организованно, можно сказать, налаженный быт. Да и вообще, переезд одного тебя будет проще для всех, чем нас троих перевозить. Тем более, что площадь у нас одинаковая, и количество комнат тоже.
Гриша, хоть был и не в восторге от переезда, но все же с Надей согласился. Весомый аргумент, как ни крути. От его квартиры девочкам в школу далеко добираться, а переводить их совсем, срывать с привычной, родной школы совсем не вариант.
На удивление, жили они мирно и дружно. Бывали конечно разногласия, в основном на бытовой почве. Гриша привык делать так, Надя иначе. Гриша любит то, Надя с девочками другое. Но ничего, искали компромисс, подстраивались друг под друга.
Конечно, бывали и сильные недопонимания, после которых они даже немного ссорились. Вот например с этими продуктами, которые лежат » на новый год».
И ладно, если с продуктами Гриша даже не спорил, то вот эти фрукты, а особенно мандарины, прибранные в самый дальний угол, возмутили мужчину до глубины души. Ведь и правда, сгниют же! Зачем прятать фрукты от детей?
***
Гриша родился и вырос в деревне. Это сейчас он мужчина городской, а давным давно, в своем босоногом детстве был он вихрастым деревенским мальчишкой.
Не сказать, что голодали, но в 90-е годы туго пришлось всем. Хоть и корову родители держали, и поросят, и курочек да уточек, а разносолов да деликатесов ни взрослые, ни дети особо не видели, только простая еда, со своего огорода.
Да, права Надя, что фрукты у современных детей со стола не выводятся, бери, да ешь. И яблоки тебе, и груши, и апельсины с гранатами, и бананы с » кивями». Мандарины опять же, не в подарочном кульке раз в году заплесневелый цитрус, а в волю, были бы деньги.
Тогда, в Гришином детстве не было ни яблок круглый год, ни тем более всего остального многообразия фруктов. В их суровом климате даже летом не все сорта яблок родились. В основном полукультурки да ранетки, которые съедались с кустов еще полузелеными. Нет, не от великого голода, а так, наверное за компанию.
Это ведь как бывает— своих огурцов на навозной грядке пруд пруди, уже и свиньи не едят, а куры только лениво выклевывают сочную мякоть, отодвигая клювами перезревшие семена, и люди их наелись так, что и глаза бы на них не смотрели.
И насолили уже этих огурцов, и намариновали, и в заморозку пустили, а они все растут да колосятся, каждый день являя миру все новые и новые завязи пупырчатых зеленцов.
А вот поди ж ты, на свои огурцы глаза не глядят, а вечерком к соседу через забор прошмыгнуть, да впотьмах шарить руками по грядке, аккуратно раздвигать плети, и рвать чужой урожай, пряча его за пазуху— это святое. Так и с теми яблоками. Кислые такие, что аж вырви глаз, а все едят, и ты туда же, морщишься, но ешь.
Работы в деревне хоть и хватало, а вот с раз платами было напутано. Нет, на бумаге деньги были, точнее не деньги, а обычные цифры, а вот на руки их получить было проблемно. Один ответ— денег нет, ждите.
Одни терпеливо ждали когда прозвучит долгожданная фраза » Деньги есть», а другие уезжали на заработки.
Кто — то уезжал далеко, кто— то поближе.
Гришин отец тоже уехал. Далеко ехать побоялся, мол всякое бывает, а ну как обманут с деньгами, еще и у жены на дорогу просить. Шутки шутками, а сколько таких случаев было? Бабы единственных коровушек— кормилиц перекупщикам за копейки сдавали, только бы мужа домой вызволить.
Уехал Михаил в краевую столицу. Хоть и не Москва, а поди хоть малую денежку, да заработает. И домой хоть пешком придет, что там— 400 километров.
Как уж отец исхитрился, только ему одному и известно, а только умудрился с товарищем своим целый ящик мандаринов домой передать! Супруге когда привезли этот ящик, она аж рот от удивления открыла! Что ты! Настоящее богатство!
Правда богатство это в дороге чуток помялось, да самую верхушку морозцем прибило, да разве же печаль это? Вот дети обрадуются, когда под елкой найдут кульки с оранжевыми солнышками!
Гришка, на правах старшего сына был посвящен в нечаянную радость. Вместе с матерью перебрал мандарины, оставив в ящике только целые, не битые, не мятые цитрусы. Остальное они с братьями быстренько слопали. Хоть и мятые, да вкус-то никуда не делся! До утра потом в доме аромат стоял.
До нового года было еще больше двух недель, поэтому мандарины стояли в родительской спальне, для надежности укрытые старым ватным одеялом. Из-за него-то не сразу и заметили, что портятся мандарины. Мать в субботу полы мыть стала, да заметила, что под ящиком мокро.
Перебрали мандарины второй раз. Количество фруктов уменьшилось значительно, но их шансы оказаться под елкой все равно были велики.
В третий раз хватились быстро. Лужа уже нахально выглядывали из-под кровати. Ровный слой белесой плесени покрывал некогда оранжевые солнышки и пах совсем не цитрусом.
Почти все мандарины пострадали. Целых, невредимых мандаринов едва с десяток и осталось, остальное мать унесла свиньям.
Плакала потом женщина, сама себя корила, мол ребятишкам не дала, зато свиньи поели.
Может все их морозцем слегка подбило, может жарко сильно было, а может и одеяло свою роль сыграло, а только что толку рассуждать? Мандаринов не вернуть.
Хотела было мать в холодильник их спрятать, да все же попытаться сохранить до нового года, но потом, махнув рукой отдала фрукты детям, мол хоть остатки съешьте, что их держать?
***
-Ой, Гриша, да девчата их все равно до нового года потихоньку вытаскают, по одному да по два. Не успеют они у нас испортиться. Это я просто, по привычке говорю, что на новый год, чтобы много сразу не ели, а то обсыпает их, особенно Машу. Все равно перед праздником покупать буду. Да они им потом не особо и нужны, наедятся уже к тому времени.
А жаль конечно, что у вас целый ящик испортился. Не получилось у мамы вас удивить мандаринами под елкой. Лучше бы съели вы их сразу, и пусть бы обсыпало, зато вволю. Помню я то время, хоть и маленькая была, а помню.
-Почему не получилось удивить? Папка на праздники домой приехал, и привез. Хоть и не ящик, но по несколько штук всем досталось. Вот знаешь, не сказать, что я шибко эти мандарины люблю, а вот те, что под елкой утром мы нашли до того вкусные да сладкие были, что до сих пор этот вкус помню. А со шкурками потом чай мамка заваривала, и такой аромат стоял…
-Да, Гриша. Как жаль, что мандарины только к Новому году появляются…Вот было бы здорово, если бы круглый год они у нас были.
-Тогда бы и приелись они, словно яблоки. А так— запах елки и мандаринов учуешь, и понимаешь, что скоро Новый год.
-Ну вот, а ты ворчишь, что я фрукты детям пожалела! К празднику же, Гриша! Чтобы вкуснее потом было, чтобы совсем не приелись мандаринки-то, а то будут привычные, словно яблоки!
Даша заглянула в кухню, выкинула ароматные шкурки в мусорное ведро, и прошла к холодильнику:
— Мам, они такие вкусные… Мы ещё по одной съедим.
Надя, переглянувшись с Гришей, улыбнулась, и тут же напустив на себя строгий вид сказала:
-Только по одной, Дашуль. Остальные на новый год.
Даша, едва скрывая улыбку кивнула головой, мол конечно, мамочка, на новый год…
— Ты шкурки не выкидывай, потом в чай добавим.
Да, не долежат мандаринки до Нового года. Точно не долежат. Ну и ладно, ещё купим, и не раз.
С наступающим Новым годом вас, мои дорогие! Совсем, совсем уже скоро он придёт, наш новый год, кажется, что даже шаги его уже слышно, и мандарины не долежали, новые сегодня купила, не помню уже в который раз.
Красивые такие, маленькие, сладкие, и на веточках. А листики зелёные— зелёные… И, несмотря на то, что ёлка у меня искусственная, всё равно пахнет праздником, а в душе наконец-то появилось ощущение праздника и вера в чудо…
Язва Алтайская.