— Ну вот, теперь она точно наша! — Валерия сжала в ладони связку ключей и с восторгом взглянула на мужа.
Богдан обнял жену за плечи, окидывая взглядом скромный участок с покосившимся деревянным домиком. Три года они откладывали средства на первоначальный взнос, затем оформили кредит. И вот теперь — шесть соток земли с домиком официально принадлежали им.
— Не верится, что мы это сделали, — прошептала Валерия. — Своя дача. Настоящая.
Их шестилетняя дочь Дарина уже носилась по участку, заглядывая под кусты и исследуя каждый уголок.
— Мамочка, смотри, яблоня! Можно я туда залезу?

— Подожди немного, сначала надо проверить ветки, — Валерия подошла к дереву и бережно провела рукой по его коре. — Это будет наше семейное дерево.
Тем временем Богдан возился с замками на двери домика, с усилием поворачивая заржавевший ключ.
— Завтра приедем вместе с мамой. Она уже не раз спрашивала, когда мы её возьмём посмотреть на покупку.
Валерия кивнула, стараясь скрыть лёгкое напряжение. Лариса, мама Богдана, была заядлой дачницей до тех пор, пока восемь лет назад не продала свой участок. Тогда вырученные средства пошли на первый взнос за их квартиру — помощь действительно важная. Но Валерия хорошо знала: свекровь умела быть непреклонной в своих взглядах.
— Надеюсь, ей понравится, — сказала она без особого энтузиазма.
На следующий день они приехали всей семьёй. Лариса уверенно прошлась по участку, внимательно осматривая каждый клочок земли.
— Земля отличная! Плодородная! — она подняла горсть почвы и растёрла её между пальцами. — Урожай будет отменный!
Богдан одобрительно кивал. Валерия тем временем доставала из багажника молодые растения, купленные по пути. Маленькая Дарина стояла рядом с детской лопаткой в руках и нетерпеливо переминалась с ноги на ногу.
— Я редиску посажу! Папа обещал!
— Конечно же посадишь, зайка моя, — улыбнулась ей Валерия. — У тебя будет своя грядка.
А Лариса уже направилась в дальний угол участка к зарослям кустов.
— Всё это надо выкорчевать! — заявила она твёрдо. — А здесь теплицу поставить самое то: солнце целый день светит! И эту яблоню старую спилить бы… Только место зря занимает!
— Нет! — вскрикнула Дарина почти со слезами в голосе. — Я хочу лазить по ней!
Валерия напряглась от этих слов свекрови и едва удержалась от резкого ответа. «Это наш участок… нам решать», – напомнила себе мысленно она.
— Пока не будем рубить дерево… Посмотрим сначала: может быть оно ещё порадует нас яблоками? – спокойно предложила она компромиссное решение.
Лариса махнула рукой:
— Как хотите… Но я бы всё иначе организовала! На моей прежней даче каждый метр был использован максимально эффективно!
Валерия переглянулась с Богданом; он лишь пожал плечами: мол пусть говорит – слова ничего не стоят. Они продолжили разгружать машину.
После обеда Богдан повёл Дарину к ручью неподалёку от участка, а Лариса присела рядом с Валерией на старую лавочку у дома.
— Валерия… Не переживай ты так… Я вам помогу всё наладить как следует! – сказала она мягко и похлопала невестку по колену. – Сейчас у меня времени полно… На пенсии-то чем ещё заниматься? Буду приезжать регулярно – огород беру на себя полностью! А ты отдыхай себе спокойно вместе с Дариночкой…
— Спасибо большое… но мы… – начала было Валерия нерешительно…
Лариса перебила:
— Я тридцать лет хозяйничала у себя на участке… Знала каждую грядку как свои пять пальцев… Эх… Жаль конечно было продавать… Но ради вашей квартиры я ни о чём не жалею…
Слова эти вновь вызвали у Валерии знакомое чувство неловкости и вины: ведь именно благодаря тем деньгам они смогли тогда внести первый взнос за жильё… И Лариса никогда не упускала случая напомнить об этом…
— Мы очень благодарны вам за всё… правда… – искренне произнесла Валерия. – Просто хочется попробовать самим справиться… Я даже тетрадь завела – записываю туда идеи и планы участка… Хочу научиться всему сама…
Лариса снисходительно улыбнулась:
— Ох ты моя хорошая… Ну что ты там напланируешь в тетрадке? Тут опыт нужен настоящий! Ничего-ничего – я тебе всё покажу как надо делать…
Позже вечером по дороге домой Богдан выглядел довольным:
— Отлично же получилось сегодня! Мама поможет нам во всём – у неё огромный опыт!
Валерия промолчала; её взгляд был прикован к тетради с нарисованной схемой участка: там уже были обозначены будущие грядки для овощей и цветов; уголок для Дарины; даже эскиз небольшой беседки стоял сбоку страницы – мечта их обоих…
Она тихо спросила:
— А если мы хотим сделать всё немного иначе?
Богдан удивлённо посмотрел:
— Иначе? В каком смысле?
— По-своему… Не так как предлагает твоя мама…
Он нахмурился:
— Мама столько всего для нас сделала… И знает толк в этом деле лучше всех… Зачем изобретать велосипед?
Валерии стало тяжело дышать от кома подступившего к горлу… Неужели ей даже попытаться нельзя? Сделать что-то своими руками? По своему вкусу?..
Она постаралась говорить ровно:
— Я очень ценю помощь твоей мамы… правда ценю… Но мне важно самой пройти этот путь… Пусть даже ошибусь где-то… но хочу создать сад такой какой вижу его я…
Богдан усмехнулся:
— А каким ты его видишь? Ты ведь раньше вообще землёй не занималась…
Эти слова больно ударили по самолюбию женщины: да — опыта у неё нет; да — выросла она в городе; но разве это значит что ей нельзя иметь своё мнение?..
Прошло две недели. Вечером пятницы Валерия перебирала рассаду на подоконнике: огурцы; томаты; цветы — всё выращено ею из семян собственноручно; каждый росточек поливался ежедневно заботливо и нежно…
Завтра они втроём снова отправятся на дачу — наконец можно будет высадить рассаду в землю…
Телефон внезапно зазвонил — экран высветил имя «Лариса».
