— И ещё, — добавила Орися. — Твоя мама звонила. Я рассказала ей про Кристину и ребёнка. Она очень обрадовалась, что станет бабушкой. Правда, с деньгами помочь не сможет — пенсия у неё небольшая. Но пообещала делиться опытом и советами по воспитанию.
Охранники вежливо проводили Тараса за дверь. Он ещё пытался что-то выкрикнуть в коридоре, но Орися закрыла дверь и повернула ключ в замке.
Вероника улыбнулась:
— Документы на развод будут готовы через месяц. Он не сможет предъявить имущественных претензий — брачного договора не было, а всё имущество либо приобретено до брака, либо оформлено на вас и подтверждено документально.
— Благодарю, — Орися пожала руку юристу.
Когда за Вероникой закрылась дверь, Орися направилась на кухню и села за стол. За тем самым, за которым всего час назад сидел Тарас, уверенный в своём всевластии.
Она заварила себе любимый зелёный чай с жасмином — аромат, который Тарас не переносил и запрещал покупать. Из холодильника достала клубнику — он считал её напрасной тратой денег. Включила классическую музыку — по его мнению, это было скучное занудство для пожилых.
Телефон завибрировал. СМС от подруги Дарина: «Как ты? Всё прошло нормально?»
«ДА, — напечатала Орися. — Я СВОБОДНА».
Следующее сообщение пришло от начальника: «Орися, напоминаю о завтрашней поездке в Швейцарию на кондитерскую выставку. Билеты и бронь отеля отправил на почту».
Швейцария… Она давно мечтала туда съездить, но Тарас всегда находил повод отменить поездку. То денег жалко, то без него она не справится, то вообще — зачем ей эти заграницы.
Ещё одно сообщение. Номер незнакомый. Орися открыла.
«Здравствуйте, Орися! Это Михаил, мы познакомились на конференции пищевиков в прошлом году. Услышал, что вы будете в Цюрихе. Я там с новым проектом по органическому шоколаду. Если найдёте время, буду рад встретиться и обсудить возможное сотрудничество».
Михаил… Она его помнила. Умный, увлечённый своим делом человек. Тогда они прекрасно пообщались, но Тарас устроил сцену ревности, и она вынуждена была прекратить общение.
Орися улыбнулась и написала в ответ: «Здравствуйте, Михаил! Буду рада встрече. Прилетаю завтра вечером».
За окном солнце клонилось к горизонту, заливая кухню мягким золотистым светом. Орися поднялась и подошла к окну. Внизу, во дворе, она заметила Тараса. Он стоял возле старенькой красной Мазды Кристины. Та что-то эмоционально ему выговаривала, а он, опустив голову, молча кивал.
«Теперь его очередь слушать упрёки», — подумала Орися без злобы, скорее с лёгкой печалью о потраченных впустую годах.
Зазвонил телефон. Мама.
— Орисечка, — встревоженный голос матери. — Мне тут Тарас звонил, говорит, ты его выгнала…
— Мама, я подала на развод. И попросила его съехать из МОЕЙ квартиры.
— Но доченька… Семью надо сохранять…
— МАМА, — твёрдо произнесла Орися. — Семья — это когда тебя ценят и уважают. А не когда унижают и используют. Я сделала свой выбор.
Повисла пауза. Потом мама тяжело вздохнула:
— Ну что ж… Может, так и лучше. Приезжай ко мне на выходные, посидим, поговорим. Я пирожков твоих любимых напеку, с вишней.
— Обязательно приеду, мам. После Швейцарии.
— Швейцарии? — удивилась мама.
— Да, командировка. Еду на выставку, а потом, возможно, появится интересный проект.
— Вот и прекрасно, — в голосе матери зазвучала теплота. — Давно пора тебе мир посмотреть. А Тарас… Бог ему судья.