Знаете, в нашей семье с деньгами проблем не было. Мария ни в чём себе не отказывала, но стоило речь зайти обо мне — начиналась строгая экономия. Лишь спустя годы я поняла: она была классическим нарциссом. Во мне она видела не дочь, а соперницу. А Роман этого попросту не замечал — он всё время был занят делами, поездками, встречами. Но когда он бывал дома, я ощущала его любовь и тепло.
— Доченька, ты у меня такая умная и красивая! Моя гордость! — твердил Роман при каждом удобном случае.
— Не преувеличивай, — кривила губы Мария. — У неё ведь три четвёрки за четверть.
— Зато остальные оценки отличные! — с восхищением смотрел на меня отец. — У Александра тоже три четвёрки, а остальное — тройки. Почему ты его за это не упрекаешь?
— Он же парень, а для мужчины оценки в дипломе роли не играют, — отрезала Мария. Александр всегда был её любимцем.
Брат сначала поступил на бесплатное обучение, но после третьей сессии бросил вуз. Полгода просидел дома: сочинял бизнес-план и мечтал стать предпринимателем. Потом подал документы в другой университет уже на платной основе. Проучился год и снова всё бросил. Ни образования, ни работы у него так и не появилось. Год он занимался чем-то невнятным: уверял всех, что вот-вот запустит стартап или разбогатеет на криптовалюте… Но умом особо не блистал.
— Дарина, ты обязана помочь брату! — заявила Мария первого сентября.
— Чем это ещё? — я тогда училась на четвёртом курсе и совсем не ожидала такого разговора.
— Александр поступил на факультет иностранных языков – ты будешь ему помогать.
— В каком смысле? Свои мозги сдавать напрокат? — усмехнулась я.
— Не дерзи! Ты же делаешь контрольные и курсовые за деньги своим однокурсникам! Неужели родному брату откажешь?
— А он будет платить так же? Или по родственным тарифам? — съязвила я.
— Какая же ты корыстная… Семью ради выгоды продашь… — скривилась Мария и обратилась к мастеру маникюра, которая как раз подпиливала ей ногти: — Вот растишь-растишь ребёнка… А потом никакой благодарности!
В общем-то ясно: диплом Александр получил исключительно благодаря моим усилиям. Я надеялась тогда: может быть, мама наконец оценит мои старания и полюбит меня так же сильно, как брата… На тот момент я ещё жила вместе с родителями. Когда Александр приходил в гости – Мария забывала обо всём вокруг: даже о своей маникюрше!
— Сыночек мой дорогой! Кофейку тебе сварить или чайку?
— Давай кофе… — лениво отвечал брат.
— Вот твои любимые конфетки с ликёром… — старалась угодить ему Мария. О моих предпочтениях она даже представления не имела.
Александр наблюдал за этими стараниями снисходительно – позволял матери холить своего «золотого мальчика». Ко мне относился как к прислуге: ещё когда мы жили под одной крышей – я гладила его рубашки и готовила завтраки всей семье без исключения. Теперь же он считал само собой разумеющимся то, что я должна учиться вместо него…
***
А теперь вот ситуация изменилась: Роман остался без работы – и тут же началось давление со стороны матери с братом. Им даже в голову не пришло решать свои трудности самостоятельно. Как только я предложила Марии поискать работу и ушла из комнаты – она сразу набрала Александра по телефону. О чём они говорили – неизвестно… Но спустя час брат перезвонил мне сам тем самым мягким голосом в стиле матери:
— Дарина… ну совесть-то имей! Мы ведь одна семья!
— Конечно-конечно… семья…
— Ты ведь понимаешь: пока отец без нормальной работы – выхода другого нет… Всё держится только на тебе сейчас…
И тут меня прорвало окончательно: накопилось столько обид к брату за все эти годы…
— Ах да! Я ведь тоже часть этой семьи! И знаешь что? Мне срочно нужна помощь! Я последние три года вкалываю вместе с отцом ради вас с матерью до изнеможения… Мне бы сейчас самой на отдых выбраться… Оплатишь путёвку?
— Эй-эй… какие ещё курорты?! Ты чего несёшь вообще?! С какой стати я должен оплачивать твои прихоти?! – возмутился Александр.
— Правда? Ну давай вспомним кое-что… Кто писал тебе все контрольные работы? Курсовики? Дипломную?
Он замешкался:
— Ну ты же знаешь… У меня сначала один сын родился… потом второй…
Он говорил так удивлённо – будто очевидное объяснение должно было всё расставить по местам!
— Замечательно! Радоваться надо твоей плодовитости… Только при чём здесь я?! Это ж ты решил жениться во время учёбы и детей заводить!
— Но мы семья!.. И вообще… ну так получилось…
— Нет уж! Это твоя ответственность была учиться самому!
На том конце провода повисла пауза:
— Фу ты какая душная…
По интонации стало ясно: Александр собирался завершить разговор как можно скорее… Но меня уже было не остановить – трубку положить ему я просто не дала…