«С детства я рос в театральной среде. Я из театральной семьи. Мои родители, моя старшая сестра, мой дядя – актеры. Мой отец был на протяжении нескольких десятилетий, пожалуй, самым знаменитым и самым любимым артистом в нашей стране. У него было больное сердце. Всю жизнь проблемы со здоровьем мучили его, но спасал театр. Когда он выходил на сцену, болезни отступали, он кипел энергией, был невероятно ярок и неутомим.
Почти 50 лет руководил театром и был его главным артистом. В спектаклях он практически не уходил со сцены, переносил огромные физические нагрузки, и на протяжении всей профессиональной жизни вплоть до последних своих дней, будучи уже очень пожилым человеком, играл не менее 20 спектаклей в месяц.
В 16 лет я тоже поступил в театральный институт и с тех пор занимаюсь театром всю свою сознательную жизнь. Больше 45 лет я играю на сцене, больше 40 лет преподаю актерское мастерство и занимаюсь режиссурой, 30 лет руковожу большим драматическим театром в Москве. Вся моя жизнь не просто связана с театром, могу сказать, что театр – это и есть смысл моей жизни. Всю окружающую действительность я воспринимаю с точки зрения театра: драматургии, актерства, сценографии, световой и звуковой партитуры и так далее. В общем, по шекспировской формуле: «Весь мир – театр», которая верна и в другую сторону: «Театр – это весь мир». Весь мир умещается в этой маленькой коробочке.
Познавая законы театра, мы познаем важнейшие законы всей жизни, человеческого общества, психологию и взаимосвязь духовного и материального, творчества и производства, эгоизма и коллективности, диктаторства и демократии, любви и долга, стихии и расчета.
Работники театра, и прежде всего актеры, в силу своей впечатлительности, то есть подвижной, гибкой эмоциональной структуры несут на себе отражение всех современных человеческих проблем и явлений.
Как говорит Гамлет, «они обзор и короткая повесть времени. Лучше иметь вам скверную надпись на гробнице, нежели дурной их отзыв при жизни». И это действительно так».
Константин Райкин