— Мама, квартира у нас не резиновая, — сказал Андрей, — просто негде тебя разместить.
— Сыночек, можно же на кухоньке устроиться, — мягко улыбнулась Тамара Сергеевна.
— Либо на столе, либо под ним — других вариантов нет, — сухо ответил Андрей. — Извини, у нас тут не дворец! — Ах, уж как-нибудь, мне в моём положении выбирать не приходится, — женщина тяжело вздохнула.
— Про твоё положение я так и не до конца понял, — произнёс Андрей. — Ты Ольге квартиру оставила, а сама куда подалась? То есть, без вариантов и без ясного плана, как дальше жить?
— Но у меня же есть сыночек! — Тамара Сергеевна очень мягко улыбнулась. — А сыночек у меня хороший, маму на улице не оставит!
— Мама, конечно, приятно слышать всплеск материнской любви! Хоть и впервые, хоть и в таких условиях, но тебя я могу приютить только на ночь, не больше двух!
— А куда же мне идти? — со слезой в голосе спросила женщина.
— Домой! — резко бросила Марина, жена Андрея.
— Марина, дорогая, как же домой, если меня оттуда выгнали? — Тамара Сергеевна взглянула на невестку приветливо.
— Вот так же просто и легко, как вы нас выставили! — ответила Марина, из-за чего получила неодобрительный взгляд от мужа. — Ладно, разбирайтесь сами, я лучше с детьми поиграю!
— А что с Мариной? — спросила Тамара Сергеевна, кивая в сторону двери. — Что-то случилось?
— Ну да, случилось! — усмехнулся Андрей. — Свекровь приехала пожить! Если бы у нас был особняк, я бы попытался не обращать внимания, а в нашей однушке… ну, сама понимаешь!
— Она какая-то неприветливая, неласковая, — с раздражением произнесла женщина. — И к вам я приходила-то не так уж часто…
— Мама, после того, как ты нас выгнала, когда Марина была беременна, её обиду понять можно! А я с тобой разговариваю, потому что не такой, как ты и Ольга вместе взятые!
— Сыночек, я же пришла с миром! — возразила Тамара Сергеевна.
— Ты не с миром пришла, а от отчаяния! — сказал Андрей. — Не путай.
Женщина покраснела и отвела взгляд.
— Неужели будешь это всё вспоминать до конца дней? —, глядя в сторону, спросила она.
— Буду! — твёрдо ответил Андрей. — А про тот дом буду помнить и после твоей смерти!
— Про тот дом тебе вообще не ко мне! — парировала Тамара Сергеевна. — Это к Ольге!
— Ах да, конечно! — возмутился Андрей. — Ты меня из квартиры в тот дом выписала без проблем, а потом же заставляла платить половину Ольге, мол, это наше общее наследство! Вот уж сделка!
— Сыночек, всё должно быть по справедливости!
— А ты ради чего ко мне сейчас жить пришла?
Тамара Сергеевна не знала, что ответить.
— Просто из интереса спрашиваю, — Андрей приготовился слушать внимательно. — Ну?
— Так сложилось, — с наивной улыбкой ответила Тамара Сергеевна.
Андрей не любил ссориться. Более того, он совершенно не умел устраивать скандалы. Предпочитал уйти от конфликта. Иногда даже соглашался, лишь бы не слышать крик.
В его семье мама с сестрой постоянно выясняли отношения с тех пор, как Ольге исполнилось пятнадцать. К тому времени Андрей уже учился в техникуме и думал переехать в общежитие.
Но в итоге остался жить дома.
— И как же нам, сынок, без мужчины в доме? Если что-то сломается, надо же кого-то искать! — вскричала Тамара Сергеевна.
— А если ремонт нужен? А мебель переставлять? А сумки тяжёлые? — поддержала мать Ольга.
— Ладно, понятно, — сдался Андрей.
В квартиру матери он привёл в своё время молодую жену.
Сестра и мать смотрели на Марину как на законную добычу и бесплатного помощника по хозяйству. Но Марина была не из робкого десятка.
Однажды, когда Андрея дома не было, Ольга с новоиспечённой свекровью потребовали обед из четырёх блюд, порядок в квартире и чтобы Марина исчезла из поля зрения. В ответ Марина не стесняясь в выражениях дала им такой ответ, что с тех пор с ней решительно не связывались.
По негласной договорённости факт этот Андрею не рассказывали.
Марине было немного стыдно за резкость речи, а мать с сестрой не хотели распространяться, за что и получили достойный ответ.
Отношения оставались натянутыми, конфликт не гас, но держался в рамках приличий, до тех пор пока Марина не забеременела.