– А почему телефон молчит весь вечер? Может, проблемы со связью? Или они перепутали дату? Неужели могли просто забыть, Александр? Ведь это не обычный день рождения – сорок лет, круглая дата, – Екатерина вертела в руках бокал с вином, не отрывая взгляда от темного экрана смартфона, лежащего на безупречно белой скатерти.
Александр, её супруг, опустил глаза в тарелку с запечённой уткой. Он медленно пережёвывал кусок мяса, будто надеясь отсрочить неприятный разговор. В гостиной мерцали свечи, негромко звучала музыка, в воздухе витали ароматы хвои и мандаринов – день рождения у Екатерины приходился на декабрьские дни перед праздниками. Стол был заставлен блюдами: она готовила их два дня подряд в ожидании того, что вечером заглянут родные мужа. Или хотя бы позвонят.
– Катя, ну ты же знаешь Людмилу… – наконец произнёс Александр и отложил вилку. – У неё давление наверняка поднялось. Или на даче что-то… хотя какая дача зимой… В общем, забыла она. Возраст всё-таки. А Александра… У неё сейчас завал на работе – отчётный период.
– У Александры этот «отчётный период» длится весь год, если дело касается меня, – с горечью усмехнулась Екатерина. – Зато когда нужно посидеть с племянниками или перехватить до зарплаты — время у неё чудесным образом находится.
Она поднялась из-за стола и подошла к окну. За стеклом медленно кружились крупные снежинки. Сорок лет. Рубеж жизни. Момент для переосмысления и подведения итогов. И сегодняшний итог оказался печальным: семья мужа, которой она пятнадцать лет помогала безотказно — то как повариха, то как водитель или психолог — попросту вычеркнула её из своей жизни.

– Не бери в голову… – Александр подошёл и обнял её за плечи. – Главное ведь то, что мы вместе. Я тебя поздравил… И подарок хороший подарил.
Подарок действительно был приятным — сертификат в спа-салон мечты Екатерины. Она знала: Александр любит её по-настоящему. Но он был человеком мягким и уступчивым — не мог противостоять давлению матери Людмилы или напору сестры Александры. Его стратегия заключалась в том, чтобы спрятаться от конфликта и надеяться на его самоустранение.
– Я не расстраиваюсь, Саша… – тихо произнесла Екатерина, глядя на своё отражение в тёмном стекле окна. – Я просто делаю выводы.
А повод задуматься у неё был давно. Она вспомнила прошлогодний юбилей Людмилы — тогда свекрови исполнялось шестьдесят пять лет. Екатерина взяла отпуск за свой счёт на неделю: нашла подходящий ресторан со скидкой по знакомству; сама составила меню; испекла огромный двухъярусный торт ради экономии; полночи монтировала трогательное видео из старых фотографий.
И что получила взамен? Холодное «спасибо» с комментарием «можно было бы крема побольше», а ещё дешевый гель для душа — подарок по акции «два по цене одного», судя по наклейке с ценником из ближайшего супермаркета.
А Александра? Золовка воспринимала помощь Екатерины как должное: «Катя, забери детей из садика — я опаздываю к мастеру», «Катя! Помоги курсовую написать — ты же умная», «Катя! Дай платье одолжить — корпоратив скоро». И каждый раз та соглашалась: помогала с детьми и учёбой; делилась вещами; верила искренне — так строится семья; добро обязательно возвращается.
Но телефон так и остался беззвучным весь вечер… И даже назавтра никто не написал ни строчки поздравлений ни в мессенджере, ни смс-кой с банальной картинкой букета цветов — тех самых открыток-картинок они обычно рассылают всем подряд на церковные праздники.
Прошла неделя гнетущего молчания. Екатерина ждала… Ей было интересно: когда же о ней вспомнят? Вспомнили ровно через семь дней.
На экране высветилось имя «Александра».
– Приветик тебе! С днюшкой тебя! – бодрый голос золовки резанул слух своей беспечностью и отсутствием малейшего смущения. – Слушай-ка… Мы тут решили махнуть с мужем на выходные в Одессу развеяться немного… Ты бы не могла взять к себе Марко? Он тебя знает хорошо — скучать точно не будет! А то гостиницы для собак такие цены ломят…
Екатерина застыла посреди кухни с телефоном в руке — она как раз месила тесто для пирога.
– Привет… Александра… – медленно проговорила она.– А ты ничего мне не хочешь сказать?.. По поводу прошлой недели?
– А что было-то?.. Ах да! День рождения твой!.. Ой прости-прости-прости! Совсем вылетело из головы! Ну ты же не обижаешься? Мы ж свои люди!.. С прошедшим тебя! Всего тебе самого-самого!.. Так что там насчёт Марко?.. Мы его к тебе завезём вечером в пятницу…
