— Почему ты меня никогда не любила, мам? – Кирилл в упор смотрел на мать. Та от его вопроса едва не подавилась чаем.
— С чего ты это взял?! – возмущённо спросила Анна Сергеевна, откашлявшись, – Что значит, не любила?! По-моему, ты не хуже других жил: одет, обут, школу окончил, ПТУ… Почему же не любила…
— А что, у меня есть повод думать по-другому?! – хмыкнул Кирилл, – Ты так и не запомнила, что я учусь в техникуме…
Воспоминания детства были свежи даже спустя столько лет…
…— Мам, когда ты заберёшь меня домой?! – Кирилл с надеждой смотрел на мать, – Я так скучаю по тебе! А бабушка говорит, что я тебе не нужен… Это ведь неправда?!
— Конечно, неправда, милый! – Анна мимоходом погладила сына по голове, – Я тебя очень люблю и скоро заберу. Вот сделаем ремонт в детской… Ещё немного потерпи…
— И когда же это скоро наступит?! – Вера Петровна, мать Анны, хмуро взглянула на дочь, – Ты думаешь, мне легко о твоём сыне заботиться?! Я уже в таком возрасте, что сама жду, пока обо мне кто-то позаботиться! А ты на меня ребёнка повесила! Совести у тебя нет!
— Мама, ну ты же понимаешь, что я не могу сейчас забрать Кирилла! – нахмурилась Анна, – Костя не хочет воспитывать чужого ребёнка! Он совершенно категоричен! А живём мы, между прочим, в его квартире! Куда я Кирилла привезу?!
— А до того, как ты за Костю замуж вышла, ты не видела, как он к твоему сыну относится?! – саркастично спросила Вера Петровна.
— Видела, – протянула молодая женщина, – но думала, что после свадьбы он изменится…
— Думала она! – хмыкнула женщина, – О матери ты, значит, не думаешь! Мне тоже нелегко! Тем более, что пенсия у меня сама знаешь какая…
— Мам, я переведу тебе денег! – захлопала глазами Анна, – Обязательно переведу, ты же знаешь!
Вера Петровна всё ещё недовольно хмурилась, когда дочь села в свою аккуратную иномарку и укатила по направлению к городу.
— Что смотришь?! – недовольно бросила она внуку, который выглядывал из-за забора, пытаясь разглядеть вдали машину матери, – Снова укатила твоя мамашка. Не нужен ты ей!
— Неправда! – нахмурился 7-милетний парнишка, – Мама обязательно меня заберёт!
— Ага! Заберёт! Жди! – хмыкнула пожилая женщина и устало махнула рукой, – Не нужен ты ей! – повторила она.
Кирилл словам бабушки верить не хотел. Она ведь никогда его не любила: это он знал точно. А мама… Мама любила… Ещё несколько месяцев назад они жили здесь все вместе: он, мама и бабушка. Тогда Кирилл был счастлив, даже несмотря на то, что у них не было денег и бабушка часто этим попрекала мать.
— Что ты там зарабатываешь в своём магазине! – возмущалась она, – Шла бы на птицефабрику – там хоть платят хорошо!
— Мам, я не хочу на птицефабрику: там условия ужасные. Мне нравится моя работа… – отмахивалась Аня.
— Родила ребёнка – теперь обеспечивай! – кивала Вера Петровна на Кирилла, – А то сидите на моей шее вдвоём – и ноги свесили!
— Мам, я не сижу! Я работаю с тех пор, как Кирюше 2 года исполнилось! – оправдывалась Аня.
— Только и дела, что работаешь! – хмыкала пожила женщина, – А зарабатываешь-то копейки! А я тебе говорила: не нужен тебе этот ребёнок! Кому ты его родила?! Витька давно из нашего села уехал – его и след простыл. И не женился на тебе, и сына не признал, хотя малой на него похож как две капли воды. Вот тебе и любовь!
— Мам, но разве я в этом виновата?! – нахмурилась Аня, – Я любила Витю и была уверена в том, что он любит меня. Я и думать не могла, что он испугается ответственности и сбежит!
— Аня, ты как ребёнок! Я же тебе это сразу говорила! У Витьки твоего здесь только дед с бабкой жили! Он на каникулы приезжал: погулять, отдохнуть и развеяться. Вот и отдохнул! Родители у него – профессора, интеллигентная семья, богатая. Думаешь, такой, как он, всерьёз засматривался на такую, как ты, и планировал женитьбу?! Не смеши меня!
— Я ему верила! – тихо прошептала Аня, – И думала, что у нас любовь…
— Надо было мне верить! Мне! Я тебе сразу сказала, что никакая это не любовь! Сделала бы аборт – и жила бы сейчас спокойно! Вышла бы замуж, как порядочная девушка. За тобой, вон, Ванька Самойлов бегал… Хороший парень! И не бедный, между прочим. У него отец ветеринаром на птицефабрике работает. Жила бы, как у Бога за пазухой… Так тебе же московского подавай!
— Причём тут московский… Не любила я твоего Ваньку…– опустила глаза Аня.
— Очень хорошо! – фыркнула Вера Петровна, – А Витьку своего, значить, любила… И как результат?! Осталась одна с ребёнком на руках, ещё и опозорилась на всё село! Ванька теперь в твою сторону и не глянет! Вон, Светку Милаеву замуж взял…
— Совет им да любовь! – проговорила Аня тихо.
— Ладно уж, не получилось, бросил – с кем не бывает! – продолжала свою речь женщина, – Но ребенка зачем было рожать?! Знала же, что ничего тебе с Витькой не светит! Я же сама к его бабке ходила, обо всём ей рассказала, сказала, что беременна ты от её внука. Так она и слушать не захотела! Сказала, что нагуляла ты где-то ребёнка, а на Витьку повесить хочешь: мол, на деньги его падкая. Так и Витька ведь тебе тоже самое сказал: мол, не моё – ничего не знаю! Что ещё тебе нужно было услышать?! На что ты надеялась?! Нужно было идти на аборт, и голову никому не морочить! Сейчас бы свободна была! Хочешь – в Москву, хочешь – в Питер… Замуж бы вышла удачно: ты у меня девка симпатичная… А ты сама себе этим ребёнком жизнь перечеркнула!
— Мам, зачем ты так… Это же твой внук… – тихо проговорила Аня, едва сдерживая слёзы.
— А ты спросила, нужен ли он мне?! Мне одной тебя, нахлебницы, сполна достаточно! – скривилась Вера Петровна. Аня промолчала: она понимала, что спорить с матерью бессмысленно – та всё равно останется при своём мнении…
Когда Аня познакомилась с Константином, мужчина ей ничем не приглянулся: старше её на 8 лет, невзрачный, с какими-то прозрачными серыми глазами и тонкими губами. Однако Аня Косте понравилась: молодая, яркая, естественная.
Они встретились в магазине: Костя приехал с другом к тому на дачу отдохнуть на природе. В процессе выяснилось, что Костя, помимо невзрачной внешности, обладает и преимуществами в виде трёхкомнатной квартиры в соседнем городе, хорошей иномарки и высокооплачиваемой работы.
Это произвело на Аню куда большее впечатление, чем его неброская внешность. Снова вспомнились все упрёки матери по поводу того, что Аня ест её хлеб, что она бездарно променяла свой шанс на счастливую, безбедную жизнь, родив никому не нужного ребёнка…
Аня на ухаживания Кости ответила. Однако теперь она была осторожна, и не спешила сразу идти до конца. Мужчина каждые выходные приезжал к Анне и увозил её на пару дней в город. А потом и вовсе предложил ей переехать к нему.
— Это замечательно! – обрадовалась Аня, – В городе я смогу Кирилла отдать в детский сад! Там и бассейн, и футбол… Ребёнок будет развиваться! Думаю, Кирюше очень понравится! У тебя такая большая квартира! В маленькой спальне можно сделать детскую для Кирилла! Поклеим синие обои…
— Нет, Аня! – оборвал возлияния женщины Костя, – Я предложил переехать ко мне только тебе. О твоём ребёнке речи не было.
— В смысле?! Ты предлагаешь мне бросить сына?! Куда же я его дену?! Как же я без него?! – ошарашено смотрела на Костю Аня.
— Я не предлагаю тебе его бросить. Он и дальше будет жить у твоей матери. Мы будем, по возможности, помогать им деньгами. Но жить с нами он не будет, – спокойно и жёстко проговорил мужчина.
— Но почему?! Что ты имеешь против моего сына?! Он же ещё маленький! Он к тебе привыкнет, будет называть тебя папой… – пыталась Аня уговорить своего мужчину сменить гнев на милость.
— Аня, нет! Я не хочу воспитывать чужого ребёнка! Не хочу, чтобы он называл меня отцом! Мне это совершенно не нужно! Ты родишь мне моего собственного сына. Чужие дети мне не нужны!
— Но я не могу! – лепетала Аня, – Это же мой сын!
— Выбирай! – пожал плечами Костя, – Но знай: долго ждать я не буду!
Аня проплакала всю ночь. Она не представляла, как уедет от Кирилла. Однако и жить дальше со своей склочной и вечно всем недовольной матерью она больше не могла.
— А мне зачем твой сын?! – Вера Петровна удивлённо смотрела на дочь, – Я не намерена его воспитывать!
— Мам, я немного обживусь и устроюсь на новом месте, мы с Костей притрёмся друг к другу – тогда я и заберу Кирюшу. Ты же понимаешь, что сразу его забрать не могу… Мы будем переводить тебе ежемесячно деньги на ребёнка! Я на работу выйду…
— Не меньше 20.000! – прищурилась Вера Петровна, – Или девай его, куда хочешь!
— Мам, это же твой внук! – покачала головой Аня.
— А твой сын! – развела руками та, – Так что?
— Я согласна! – проговорила Аня, надеясь, что сумеет в ближайшее время выйти на работу…
Аня и Костя жили, в целом, неплохо. Молодая женщина вышла на работу и высылала половину зарплаты матери. К сыну она ездила сначала каждые выходные, потом – всё реже и реже: Косте не нравилось, что его жена (а поженились они довольно быстро) так часто пропадает из дома.
Он считал, что здесь у неё теперь новая жизнь и новые обязанности. Всё, что связывает её с прошлой жизнью, нужно оставить в прошлом. Это касалось и ребёнка… Вскоре Анна свыклась с этой мыслью. И жить так, не бередя душу, оказалось даже легче…
А потом Анна забеременела. Костя просто носил жену на руках. Беременность протекала нелегко: Анна несколько раз попадала в стационар на сохранение, «скакало» давление, мучил токсикоз… Поэтому теперь о поездках в село к сыну не могло быть и речи. Только деньги на карту матери Анна пересылала периодически: не хотела, чтобы мать однажды привезла ей Кирилла прямо в её новую жизнь…
…— Что, снова выглядываешь?! – Вера Петровна смотрела на внука с долей сочувствия, – Не приедет она, можешь не ждать! Не до тебя ей сейчас!
— Ба, дай телефон – я позвоню маме! – просил Кирилл, – Может, что-то случилось… Её уже больше 2-х месяцев не было…
— На, звони! – пожилая женщина протягивала внуку телефон, – Только она не возьмёт. Она сама перезванивает, когда находит на это время… Не до нас с тобой ей сейчас! – вздыхала она. Кирилл раз за разом набирал номер матери. Анна не брала трубку…
…— А это твоя сестричка! – Анна показала Кириллу небольшой свёрток, – Не трогай! – строго одёрнула она мальчика, который хотел погладить крошку по щеке, – У тебя руки грязные! Отойди! А то занесёшь какую-нибудь заразу… Лизочка ещё совсем крошка, ей нужна стерильная чистота!
— Ты заберёшь меня к себе, мам?! – спросил Кирилл уже практически не надеясь на положительный ответ матери, – Я буду тебе помогать! Я уже дрова колоть умею, воды могу из колодца наносить, в магазин за хлебом сходить…
— Ну что ты заладил: «Заберёшь да заберёшь»! – скривилась Анна, – Ну, пойми ты: мне сейчас совершенно не до того! У меня маленький ребёнок на руках! С ней столько забот: и покормить, и погулять, и переодеть, и укачать… А тут ещё ты хочешь на мою шею сесть! Где я столько времени и сил возьму на вас двоих?! Кстати, дрова колоть и воду из колодца носить мне не надо! – фыркнула женщина.
— Я могу тебе и с малышкой помогать! – заглядывал в глаза матери Кирилл, – Хочешь, буду с ней гулять? А что там сложного: взял коляску и пошёл в парк! Вот коров гонять – это тяжело! Нужно смотреть, чтобы они никуда не разбежались, в огороды не ушли… Я с Яшкой пастухом позавчера коров пас… Сложно – но интересно! А тут, что, с младенцем не справлюсь?!
— Ну, ты сравнил! – расхохоталась Анна, – Лизонька – это тебе не стадо коров! Это куда большая ответственность! И ты, мой дорогой, с этим не справишься: не дорос ещё! А двоих вас нянчить мне не с руки! Я тоже не двужильная!
— Мамочка, но ты же обещала! – чуть не плача проговорил Кирилл, – Ты же говорила, что мне нужно ещё чуть-чуть потерпеть… Когда уже закончится это чуть-чуть?!
— Не нужно меня попрекать! – вспыхнула Анна, – Скажи спасибо, что в интернат тебя не сдала!
Женщина села в машину: Костя, приехав за женой, даже не вышел из авто, чтобы поздороваться с родственниками жены.
— За что она так со мной?! – тихо спросил Кирилл у бабушки, которая вместе с ним смотрела на отъезжающую машину, – Неужели она меня совсем не любит?!
Вера Петровна, которая за это время не только успела привыкнуть к внуку, но и полюбила его своей скупой на эмоции душой, только погладила мальчишку по голове:
— Любит, – тихо сказала она, – только по-своему… Она просто ещё не осознаёт, как сильно тебя любит…
Окончив 9 классов, Кирилл поступил в техникум в том же городе, где жила его мать со своей семьёй. На тот момент Лизе было уже 8 лет. Анна не работала: занималась домом и дочерью – возила Лизу на кружки, в бассейн и на гимнастику.
Костя занимался продажей машин. Жили они, в целом, неплохо. Из квартиры перебрались в дом, обновили машины, ежегодно ездили отдыхать на Юга…
— Ань, я думаю, вы выделите Кирюша местечко – у вас же теперь большой дом! – Вера Петровна позвонила дочери, – Да и Кирилл вырос – он хлопот вам не доставит! Там общежитие от техникума такое убогое! Мы вчера ездили… Воды горячей нет, туалет на его этаже не работает…
— Ты хочешь сказать, что у вас в селе условия намного лучше?! – хмыкнула Анна, – Туалет, вообще, на улице! А вода горячая, только если сам её в кастрюле нагреешь! Ему не привыкать!
— Но ты же в таком доме живёшь… – протянула женщина, – Недалеко от техникума… Неужели ты не можешь родного сына у себя поселить?!
— Мам, не начинай! – нахмурилась Анна, – Ты же знаешь, у нас сейчас и без того куча проблем! С Лизонькой заниматься надо, мужу дома угождать, весь дом на мне! Только неуравновешенного подростка мне и не хватает!
— Кирюша вполне себе уравновешенный! – вздохнула Вера Петровна.
— А с Лизой как они уживутся, ты можешь себе представить?! Наша дочь привыкла к тому, что она у нас – одна-единственная, что всё для неё… А тут откуда не возьмись на её территории появляется Кирилл! Это же будет такое нервное потрясение для Лизы! А она очень впечатлительный ребёнок!
— Но Кирилл тоже твой сын! Неужели тебя совершенно не волнует, что твой ребёнок будет жить совсем рядом?! В ужасных условиях?! Аня, ты же мать! – повысила голос Вера Петровна.
— По-моему, ты сама не очень-то любила своего внука! – хмыкнула Анна, – Была готова сдать его в детский дом! А тут прямо идеальная бабушка!
— Да, я была не права. И я, в отличие от тебя, готова это признать! – вздохнула Вера Петровна, – А ты, дочь, давно перестала быть матерью! По крайней мере, для Кирилла!
…— И зачем ты ей звонила?! – Кирилл стоял у входа в комнату и грустно смотрел на бабушку, – Я же просил, чтобы ты этого не делала!
— Но я всё-таки надеялась, что она образумится! – вздохнула Вера Павловна, – Ты же её сын… Я сама, наверное, виновата в том, что она так с тобой поступила. Не умею я любить… Вот и Анька не умеет… Я её грызла, покоя ей не давала, попрекала тем, что она родила без мужа – вот и сбежала она от меня. А заодно – и от тебя… Прости меня, Кирюша…
— Мне не за что тебя прощать! – обнял женщину Кирилл, – Ты дала мне всё, чего не смогла дать мать… Спасибо, что не предала…
Вера Павловна этой ночью почти не спала. Она вспоминала былое и тихо плакала, глядя на спящего внука – такого взрослого, такого любимого и такого несчастного…
…— Почему ты меня никогда не любила, мам? – Кирилл в упор смотрел на мать. Та от его вопроса едва не подавилась чаем.
— С чего ты это взял?! – возмущённо спросила Анна Сергеевна, откашлявшись, – Что значит, не любила?! По-моему, ты не хуже других жил: одет, обут, школу окончил, ПТУ… Почему же не любила…
— А что, у меня есть повод думать по-другому?! – хмыкнул Кирилл, – Кстати, я учусь не в ПТУ – в техникуме. Оканчиваю его. Думаю, дальше в институт пойду. На заочное отделение. Работать буду и учиться.
— О, братишка! – саркастично проговорила Лиза, войдя в комнату, – Что ты здесь делаешь, бедный родственник?! Снова денег пришёл у матери клянчить?!
— Лизонька, ну что ты такое говоришь?! – смутилась Анна Сергеевна, – Кирилл просто мимо проходил – вот и зашёл в гости. Но он уже уходит, да Кирилл?!
— Спасибо за чай! – Кирилл отставил чашку, – Ухожу, конечно. А деньги мне ваши не нужны, – сказал он, обращаясь к Лизе, – я стипендию получаю повышенную!
— Ага! И бабка с пенсии тебе отстёгивает! – захохотала Лиза, – А мой отец думает по-другому! Он считает, что не должен тратить на тебя свои деньги! И я его поддерживаю!
— До свидания! – еле сдерживаясь, чтобы не нахамить этой наглой девчонке, проговорил Кирилл. Он ещё раз поклялся себе, что больше никогда не придёт к матери. В конце концов, она его не звала, не скучала по нему… Это его тянуло сюда, в этот дом, будто магнитом. Он всё ещё не мог поверить в то, что самый родной человек может быть таким чужим и равнодушным…
…— Что значит, не дашь?! – Анна Сергеевна ошарашено смотрела на сына, – Мне нужны деньги, чтобы оплатить Лизин контракт и снять ей квартиру в столице! Ты мой сын, ты обязан мне помогать!
— У тебя есть муж, а у Лизы – отец. Пусть он вас и содержит. Я должен только бабушке: это она меня воспитывала и растила, – ответил Кирилл, не глядя на мать.
— Бабушка делала это за мои деньги! Я присылала деньги на твоё содержание! – скривилась Анна.
— Долго?! – саркастично спросил Кирилл, – До тех пор, пока Лизу не родила. Я это прекрасно знаю: бабушка мне всё рассказала. Я тебе отдал всю сумму, даже больше. Когда в прошлом году твоего мужа нужно было спасать от кредиторов. А ты даже спасибо не сказала! Оплачивать прихоти твоей дочери я не собираюсь. Помнишь, что ты сказала мне, когда я решил поступать в институт после техникума?! Правильно: протягивай ножки по одёжке. Мол, ты больше ничего мне не должна. Вот и я больше ничего вам не должен. Пусть твоя Лиза привыкает жить в реальности и протягивает ножки по одёжке…
— Ты же знаешь, что у Кости с тех самых пор бизнес совсем не заладился. Мы дом на продажу выставили! А мы обещали Лизоньке, что она будет учиться в Москве. Правда, на бюджет она не поступила… Об общежитии я, вообще, и не говорю: Лиза – домашняя девочка, она там не сможет, в этих жутких условиях. У тебя же своя СТО, вторую открываешь… Помоги сестре, мы же одна семья! Тем более, что у тебя есть деньги! – Анна смотрела на сына.
— Нет. Я сам заработал эти деньги. Мне бабушку в санаторий отправить надо – она что-то сдала в последнее время, ремонт в её доме мы только закончили, канализацию провели, тёплый пол… Нет у меня свободных денег. А даже если бы и были… Тебе бы я их точно не дал!
— Нужно было отказаться от тебя ещё в роддоме! Как и советовала мне твоя любимая бабушка! – злобно прошипела Анна, – Не сын ты мне больше!
— Удивила… – вздохнул парень, – Я им и не был для тебя никогда… А бабушку я давно простил: она это заслужила…
А Вера Петровна как раз в это время собирала сумки. Она ехала в Крым в санаторий и была безмерно благодарна своему внуку за такой приятный сюрприз…
Автор: Ирина Б.