— А сейчас что-то изменилось? — Оксана с удивлением приподняла брови.
— Просто раньше мы всё делили на равных. А теперь выходит, что все расходы ложатся на нас с Романом.
— Но ведь это вы нас пригласили, — пожала плечами Оксана. — Или я что-то не так поняла? Я так обрадовалась, когда вы позвали! Только давай без этих разговоров про деньги. Кстати, у вас потрясающее оливье! — внезапно сменила тему она и добавила не к месту: — Я вот недавно шарф за пять тысяч купила.
— То есть если я зову тебя в гости, то должна полностью всё оплачивать? — Маричка начала раздражаться. — Или ты забыла, как мы вместе собирали деньги на день рождения Романа? Тогда ты сама говорила, что праздник для именинника должны организовать гости.
Оксана замолчала, явно не ожидая такого поворота разговора.
— Маричка, ну зачем ты так завелась? — в кухню заглянул Матвей. — Мы же друзья.
— Вот именно потому что друзья, — отозвалась она и повернулась к нему. — Скажи честно: почему тебе нормально, что Роман один оплачивает продукты, хотя ты сам недавно получил премию?
— А при чём тут моя премия? — нахмурился Матвей.
— Да при том, что настоящая дружба предполагает взаимность. Мы вас принимаем у себя, готовим еду, стараемся создать уютную атмосферу. А в ответ получаем только рассказы о ваших успехах и коробку конфет.
В кухню вошёл Роман:
— Что происходит? Почему вы спорите?
— Представляешь себе: твоя жена считает, что мы ещё и за продукты должны платить! — возмущённо произнесла Оксана.
— А разве это несправедливо? — спокойно отозвался Роман. — По-моему, вполне логично.
— То есть вы нас позвали на дачу только ради того, чтобы потом деньги требовать? — повысил голос Матвей.
— Никто ничего не требует, — Роман старался говорить спокойно. — Но согласись сам: будь ты на моём месте – тоже бы задумался. Мы закупились перед вашим приездом и ещё утром докупали кое-что. Вы даже не предложили разделить расходы. При этом рассказываешь о премии, а Оксана хвастается покупкой шарфа… Получается ведь: средства у вас есть – а участвовать в общих тратах желания нет.
— Ну знаете… — Оксана скрестила руки на груди. — Если бы мы знали заранее, что вы каждую копейку будете считать…
— Дело вовсе не в деньгах! — перебила её Маричка. — Важно отношение! Вы ведёте себя так, будто это нормально – прийти в гости поесть за чужой счёт и даже спасибо не сказать!
На кухне воцарилась напряжённая тишина. Оксана смотрела куда-то вдаль через окно; Матвей нервно постукивал пальцами по столешнице.
И вдруг он тихо произнёс:
— И правда как-то некрасиво получилось… Романе́… помнишь же ведь… когда с работой у меня были проблемы? Денег совсем не было тогда… а ты просто помог без всяких условий – по-дружески…
Роман кивнул:
— Конечно помню.
Матвей покачал головой:
— А теперь я тут из-за какой-то тысячи гривен жадничаю… Стыдно даже стало…
Оксана обернулась к друзьям:
— Простите нас… правда… Повели себя неправильно… Эти повышения по службе и новые должности будто вскружили голову… начали считать себя чем-то особенным…
Маричка махнула рукой:
— Да бросьте вы… главное ведь – осознание пришло вовремя…
