В дверь настойчиво звонили. Оксана, торопливо вытерев руки о кухонное полотенце, поспешила к прихожей. Из-за шума воды она не сразу услышала звонок.
На пороге стоял Богдан — её муж, нагруженный пакетами. Именно они и не дали ему воспользоваться ключом.
— Что так долго? Пришлось звонить без остановки, Павла, наверное, разбудил, — с тревогой глянул он в сторону детской.
У годовалого Павла как раз был дневной сон.
— Нет-нет, спит спокойно, — ответила Оксана, осторожно заглянув в комнату сына.

— Почему так поздно? Ты же должен был быть дома два часа назад, — укорила она мужа, разбирая принесённые пакеты.
— Заезжал к маме по дороге, — пояснил Богдан.
— И как она там? – спросила Оксана скорее из вежливости, чем из настоящего интереса.
— Да что… Скоро очередной платёж по кредиту подходит, а у неё на счету пусто.
— Никто ведь не заставлял её лезть в этот проклятый кредит! – с оттенком раздражения заметила Оксана и убрала пустой пакет под раковину в мешок для пакетов.
— Надо жить по средствам. А то наберёт займов и потом к нам за помощью. Мы же ещё не научились гривны печатать!
— Ну я ж ей прямо так сказать не могу… В общем, мы поговорили: выходи из декрета. Маме нужно платить за машину кредит, — спокойно произнёс муж.
Оксана прищурилась и внимательно посмотрела на него:
— А ты случайно не забыл про нашего ребёнка? Очередь в садик подойдёт только через год. А моя зарплата совсем не такая большая, чтобы оплачивать няню!
Если честно признаться себе самой, Оксана уже задумывалась о возвращении на работу. Но точно не ради того, чтобы покрывать долги свекрови. Сбережения на время декрета стремительно таяли – словно снег весной под солнцем.
— Мама с радостью посидит с Павлом. Даже немного сэкономим таким образом… — рассудительно добавил Богдан.
Оксана недоверчиво уставилась на мужа. Такая «экономия» ей казалась сомнительной: половина её дохода будет уходить на погашение чужого кредита.
— Нам бы вполне хватило накопленного запаса денег… если бы твоя мама так ловко не залезала к нам в карман! – напомнила она раздражённо.
— И что ты предлагаешь? Забрать у неё машину?
— Нет уж! Но пусть сама идёт работать! Или катится туда хоть завтра! Это же ей захотелось автомобиль покупать – не мне! Она ещё молодая женщина: кассиром в магазин её точно возьмут!
Свекровь вышла на пенсию рано. Как и многие женщины их городка на Украине, она отработала положенное количество лет во вредном цеху и уже год наслаждалась заслуженным отдыхом.
По мнению Оксаны, отправить Маричку обратно трудиться было самым разумным решением. Правда вот сам Богдан и его мать думали иначе…
— Мама всю жизнь вкалывала ради меня! Не забывай: эту квартиру она нам подарила!
— Великолепный подарок! – всплеснула руками Оксана. – Ты забыл разве? Мы отдали ей все свадебные деньги! Этого вполне хватило бы для первого взноса по ипотеке в новостройке!
Когда свекровь предложила им обмен — свою трёшку вместо ипотеки — молодые согласились без долгих раздумий. Три комнаты казались пределом мечтаний: да ещё и без долгов перед банком!
То обстоятельство, что квартира находилась чуть ли не на окраине города да ещё и требовала капитального ремонта — тогда ускользнуло от внимания Оксаны…
Полгода они с мужем приводили панельную трёшку в порядок прежде чем переехать туда окончательно.
После новоселья супруги задумались о ребёнке и подошли к будущему декрету со всей серьёзностью: несколько лет копили средства для поддержания стабильности во время отпуска по уходу за малышом…
***
Оксане давно было известно: Маричка грезит новой машиной как дети мороженым летом…
— Ну это же красота какая: двадцать минут – и ты уже совсем в другом конце города! А то ведь автобусами добираешься через весь центр с пересадками… Почти полтора часа выходит! И это если повезёт присесть… А если стоя ехать? – жаловалась она частенько со вздохами усталости.
Оксана обычно молча кивала головой: соглашалась внешне без особого энтузиазма. Лично ей автомобиль был ни к чему – за рулём всегда сидел Богдан; его это полностью устраивало и её тоже вполне устраивало такое положение дел…
Невестка даже упустила момент получения Маричкой водительских прав… Да особо-то никогда и не следила за теми подробностями жизни своей свекрови…
Как-то раз Оксана гладила пелёнки для сына… когда вдруг появилась Маричка прямо у них дома:
— Глянь-ка в окно! — сияя как начищенный самовар заявила она радостно…
Оксана машинально выглянула наружу… Ничего удивительного там она сначала не заметила: грязь под ногами да лужи повсюду… двор плотно заставлен машинами…
