— За моей больной мамой придется ухаживать тебе, — объявил Константин супруге, — только тебе придется с работы уволиться. Чего ты на меня смотришь? Ты в разы меньше меня зарабатываешь, поэтому можешь ради моей мамули своей карьерой пожертвовать. А как на ноги ее поставишь — вернешься. Если тебя обратно примут, конечно!
Валя долго думала, стоит ли во второй раз вступать в брак. Первое замужество для Валентины оказалось бездетным и несчастливым, женщина, что называется, получила полный комплект «пил, бил, изменял». Константин же со всех сторон был положительным. Даже наличие у избранника бывшей жены и троих детей ее особо-то не беспокоило.
— Я бы, Валя, на твоём месте Костика этого бросила, — говорила Валентине подруга Лидия, — дорогая, поверь моему горькому опыту: мужик, имеющий за плечами хомут в виде жены и детей, счастья тебе никогда не доставит! Был у меня один такой, замучилась я с его бывшей воевать. Жизни не давала, постоянно трезвонила, что-то требовала, скандалила, детьми манипулировала. В общем, разошлись мы. И я, кстати, об этом ни разу не пожалела!
— Ну, мне такое точно не грозит, — усмехалась Валентина, — у Костика дети уже давно взрослые. Старшему двадцать два недавно исполнилось, а младшей девятнадцатый год идёт. Нам они точно мешать не будут. А что касается бывшей жены… Так она давно замужем! Костик развёлся с ней девять лет назад, и она практически сразу за другого выскочила.
— А мама? Мама твоего Костика как к тебе относится? — прищурилась Лида, — вот моя свекровь жизни мне не давала. Издевалась так, что вспомнить страшно! Слава богу, убралась на тот свет, избавилась я от неё. А то бы точно со своим Васькой развелась!
Валентина задумалась. С Анной Валерьевной, естественно, она была знакома, Костя сразу представил своей будущей супруге маму. Потенциальная свекровь Вали жила в деревне, характер имела пробивной и довольно склочный — Валя это поняла сразу.
— Костик, ты помнишь Нинку? Ну, соседку мою? — спросила у сына Анна Валерьевна, когда закончила расспрашивать будущую невестку.
— Помню, — кивнул Константин, — а почему ты спрашиваешь?
— Так представляешь, пакостит она мне вот уже две недели! Мы же с ней поссорились!
— Ну, ничего нового, — усмехнулся Константин, — из-за чего на этот раз?
— На её стороне растёт яблоня, — начала объяснять Анна Валерьевна, — а часть кроны свисает над моим огородом. Листва, гнилые яблоки, ветки сухие — всё это ко мне падает! Я Нинке сколько раз говорила, чтобы она спилила дерево, так Нинка отказывается. Говорит, что из-за капризов старой маразматички дерево, которое много лет хороший урожай даёт, она трогать не будет. Это я-то старая?! Я Кольке денег заплатила, он все ветки, которые на моей стороне висели, под корень спилил. Ой, крику было! Нинка прибежала, угрожать мне стала, обзывается ещё, поганка! Говорит, что дерево теперь засохнет. А мне какая разница? Пусть сохнет, лишь бы в моём огороде было чисто!
Валя вообще Анне Валерьевне старалась не перечить. Она понимала, что на Костю мать имеет огромное влияние. Своего мужчину Валентина любила, поэтому делала всё, чтобы наладить отношения с Анной Валерьевной. Та мечтала о невестке покорной и работящей, о первой супруге сына всегда отзывалась нелицеприятно.
— Наташка? Да Наташка белоручка! Прожили они с Костиком почти пятнадцать лет, а она всего пару раз сюда приезжала. Помню, когда впервые сюда явилась, нос пальцами зажала и принялась кричать: «Фу, чем у вас тут воняет?» Я этой бестолковой объяснила, что это — деревня и запахи тут соответствующие! Люди скотину держат, продукты жизнедеятельности этой самой скотины мы используем как удобрение. Так она мне заявила, что в навозе возиться не будет. Кожа у неё на руках дюже нежная! Тьфу, как вспомню, так зло берёт.
Валя, наоборот, поначалу в гости к матери ездила с удовольствием. Перед тяжёлой работой женщина не робела — в той, прошлой жизни, в браке с первым супругом, у них была дача. Валя каждый год своими руками приводила её в порядок. Анна Валерьевна, пока Костя на Валентине не женился, не наглела, работой будущую невестку не нагружала, общалась с ней вежливо. Истинное лицо Анны Валерьевны открылось уже после росписи.
***
Костя в пятницу утром жену предупредил:
— Валь, завтра поедем к маме, она попросила кое-что купить в агро-магазине. Огород пора приводить в порядок.
Валя пожала плечами:
— Хорошо, поедем. Ты мне название скажи, я после работы в магазин загляну — он всего в двух остановках от нашей столовой.
— Не надо, я сам, — отказал жене Константин, — мама мне подробно объяснила, что ей нужно. А вдруг ты купишь что-нибудь не то? Она расстроится и на меня обидится. Ты, Валя, лучше банки все стеклянные, которые мама нам передавала с собой, хорошо вымой. Мама попросила их с собой захватить.
В субботу рано утром Валя муж поинтересовался:
— Может быть, сезон шашлыков откроем? Баню затопим, отдохнем вечерком.
— Можно, — кивнул Костя, — хорошая идея! Ты тогда собирай всё, что нужно, а за мясом заедем по дороге.
До деревни, где проживала свекровь, доехали быстро. Валя, нагруженная авоськами с банками, из машины вылезла первой, пошла открывать ворота мужу. Анна Валерьевна, уже стояла на крыльце.
— Вы чего так поздно? — строго спросила свекровь, — я вас пораньше ждала! Работы непочатый край, за два дня бы управиться.
— Привет, мам, — выходя из машины, поздоровался Константин, — да мы в магазин заезжали, мясо для шашлыков покупали. Сезон хотим открывать.
— Сомневаюсь, что у вас на это будет время, — прищурилась Анна Валерьевна, — ну, чего встали? За работу!
Валя, наверное, впервые в жизни так устала. Действительно, Анна Валерьевна оказалась права — ближе к вечеру и она, и Костя думать забыли о мясе, которое дожидалось своего часа в холодильнике. В воскресенье Анна Валерьевна сына с невесткой подняла ровно в шесть тридцать:
— Подъём! —
без стука врываясь в комнату, проорала пенсионерка, — вы чего разлеглись?! Вся деревня уже давно встала, петухи пропели. Привыкли до обеда в городе спать, не добудишься! Встаём, ребята, работа не ждёт!
Валя еле дождалась вечера. Её ближе к концу дня не интересовали ни баня, ни липовый чай, который Анна Валерьевна любезно заварила. Муж предложил пожарить на мангале мясо, но Валентина отказалась.
— Поехали домой! Чёрт с ним с этим мясом, пусть до следующего раза лежит. В баню я тоже не пойду, мне кажется, у меня давление. Боюсь, плохо станет.
— Я тоже устал, — признался Константин, — сейчас быстро ополоснусь, и поедем домой.
Первое время Валя думала, что поездки к свекрови будут нерегулярными — в конце концов, не круглый же год вкалывать в чужом доме. Женщина ошиблась — Костя, оказывается, проводил у мамы каждые выходные. О том, чтобы поехать куда-то с женой, не шло и речи.
— Костик, в воскресенье нас мой брат приглашает в гости. У старшего сына в жизни радостное событие произошло — он институт с красным дипломом закончил. Вот Мишка и хочет окончание каторги отметить.
— Почему каторги? — удивился Константин.
— Он же за учёбу пять лет платил, квартиру сыну купил. В общем, основательно потратился, чтобы ребёнку достойный старт в жизни дать.
Константин замялся:
— Валюша, наверное, у нас не получится съездить в гости к твоему брату.
— Почему? — удивилась Валентина.
— Потому что в эти выходные мы опять едем к маме, — улыбнулся Костя, — ей опять помощь наша требуется. Старый курятник нужно разобрать и к осени новый построить. Крепкий, тёплый, а то куры болеют. У мамы в прошлом году все несушки на ноги попадали. Там же мокро, солому мама кидает, но толку от неё мало.
Валя возмутилась:
— Кость, ну неужели один раз нельзя планы поменять? Мишка ждёт, он обидится! Ну, или давай в субботу поедем к твоей маме? А в воскресенье отдохнём, в гости как раз сходим.
— Нет, я так не могу, — заявил Валентине Костя, — я же маме обещал! Она и людей уже наняла, которые мне с разборкой будут помогать. Ты, если хочешь, иди к Мишке одна. А я к маме поеду!
Валя нашла компромисс. С мужем она договорилась, что субботу они вместе проведут в деревне, а в воскресенье утром она на автобусе уедет в город. Было видно, что Костя таким решением был недоволен, но с женой спорить не стал.
Зато Анна Валерьевна невестке претензии высказала:
— Валентина, сейчас не время шастать по гостям! Дома куча работы, всё валится, много чего ремонтировать нужно. Для себя же, в конце концов, стараетесь! Меня не станет, дом вам достанется!
Валентина огрызнулась:
— Мне лично, Анна Валерьевна, ваш деревенский дом не нужен! Я родилась в городе, привыкла жить в квартире. Я уже, наверное, лимит по пребыванию в деревне исчерпала! Как только у меня появится возможность перестать сюда ездить, я тут же ею воспользуюсь!
Анна Валерьевна поджала губы, но невестке ничего не сказала. Зато позже сыну высказалась:
— Костик, что, опять на те же грабли? Первая твоя Наташка лентяйкой была, это точно такая же! Ишь ты, дом ей деревенский не нужен! Совсем обнаглела! Я думала, Костя, ты во второй раз хотя бы не ошибёшься, но нет, опять в семью белоручку привёл!
***
Год пролетел для Вали незаметно. Анализируя итоги прошедших двенадцати месяцев, женщина пришла к выводу, что хорошего за это время произошло больше, чем плохого. Новогодние праздники Валентина отпраздновать не смогла — простудилась и слегла с высокой температурой. Впрочем, Константина это не остановило. Он потребовал, чтобы супруга поехала в деревню и помогла его маме.
— У нас традиция, — объяснил жене Костя, — на Рождество в доме мамы собирается вся родня, придёт человек двенадцать, она одна на такое количество гостей приготовить не успеет. Ей понадобится твоя помощь!
— Да какой с меня толк, Костя? —
спросила Валя, — я сейчас даже пошевелиться не могу, всё тело ломит! У меня температура тридцать девять, я не могу ехать к твоей маме! По крайней мере, не сегодня и уж точно не завтра!
— А как она одна справится? — задал резонный вопрос Константин, — давай, поднимайся! Поехали. Мама тебя быстренько на ноги поставит! Она травы собирает летом, у неё всегда в запасе есть скоропомощное средство от простуды, через два дня будешь как огурчик! Я тебе обещаю! Я знаю, о чём говорю. Мама меня никогда в больницу не водила, всегда лечила сама. У меня иммунитет крепкий, как камень.
Валя сопротивлялась долго, но Костя её всё же уговорил и пришлось больной женщине тащиться в деревню к уже ненавистной свекрови. Отлежаться там не вышло —
Анна Валерьевна тут же припахала невестку. Почти два дня женщины в четыре руки готовили на кухне. Костя в это время в основном отдыхал. Валя попыталась привлечь мужа к работе, но Анна Валерьевна её окоротила:
— Не трогай! Пусть Костик полежит немного, он и так не покладая рук работает! Сам, считай, семью содержит.
Отчасти это было правдой. Валя работала поваром в небольшой столовой и зарабатывала чуть больше прожиточного минимума. У Константина и должность была попрестижнее, и, следовательно, и зарплата почти в три раза выше. Супругу, кстати, он этим никогда не попрекал — по крайней мере, так было первые два года совместной жизни.
***
Когда супруги справили третью годовщину свадьбы, в жизни Константина стряслась беда — у его мамы случился инсульт. К счастью, обошлось без серьёзных осложнений, способность самостоятельно передвигаться и говорить Анна Валерьевна не утратила. Пенсионерка пролежала две недели в больнице, потом её выписали, и остро встал вопрос присмотра за ней. Валя мужу предложила:
— Кость, давай маму временно переведём к нам? Мне кажется, так будет удобно для нас всех. Всё-таки город, если что случится, можно будет вызвать скорую помощь. Всё рядом: и больницы, и аптеки.
— Мне кажется, мама переезжать не согласится, — засомневался Константин, — хотя идея хорошая. Я тоже считаю, что в городе маме будет лучше. Сейчас же к ней поеду и попробую её уговорить!
Вернулся Константин с плохими новостями — Анна Валерьевна сыну объяснила, что никуда она из родного дома уезжать не собирается.
— Мама говорит, что жить останется в деревне! Она предложила, чтобы мы, наоборот, к ней переехали. Огород оставить не на кого, за хозяйством присматривать некому. Мама поросёнка в прошлом году купила, его нужно кормить. Куры, опять же.
— А что, если с соседями договориться? Может быть, они будут за животными присматривать?
— Не будут, — покачал головой Константин, — с такой просьбой, по большому счёту, и обратиться-то не к кому!
— Естественно, — скривилась Валя, — мать твоя со всей деревней перегавкаться умудрилась, поэтому с ней никто связываться и не хочет!
Анна Валерьевна переезжать отказывалась, при этом она требовала, чтобы рядом с ней постоянно кто-то находился. Костя не придумал ничего лучше, как заботу о больной матери скинуть на жену. Поначалу он Валю уговаривал:
— Валюш, но выхода у нас другого с тобой нет! Маме требуется помощь, она одна не справится. Ты хотя бы на пару-тройку месяцев переберись в деревню, а потом, когда ситуация выправится и мама начнёт себя чувствовать лучше, ты вернёшься обратно!
— Почему я? — удивилась Валя, — и вообще, Кость, как ты себе это представляешь? Я, между прочим, работаю, меня так надолго не отпустят!
— Это вообще не проблема, — махнул рукой Константин, — увольняйся!
— Как это — увольняйся? — опешила Валентина, — почему я уходить с работы должна?
— Валя, я же тебе уже объяснял! —
начал раздражаться Константин, — за мамой нужно присматривать. Только ты можешь в деревню переехать.
— В конце концов, Костя, это твоя мать, — разозлилась Валентина, — ты к ней и переезжай! Почему ты пытаешься всю ответственность на меня скинуть?
— Я, в отличие от тебя, приличные деньги зарабатываю, — вызверился Константин, — если я уволюсь, то на что мы жить будем? На твои? Да их даже на оплату квартиры не хватит. Дурью не майся, а делай так, как я сказал!
Валя категорически отказалась лишаться работы и так надолго оставаться наедине со своей скандальной свекровью. Супруги регулярно ссорились. Костя уже в грубой форме требовал от жены переезда. Дошло до того, что мужчина стал Валентине угрожать разводом.
— Зачем ты мне нужна такая? — спрашивал он у супруги, — раз в сложной ситуации на тебя даже положиться не могу! Мама для меня самый близкий человек, я никогда её не брошу! Валя, если ты не согласишься к ней переехать, то я на развод подам.
— Да у тебя всё время так, — злилась Валентина, — ты всегда выбирал маму, ни разу меня не послушал и на мою сторону не встал! Из-за Анны Валерьевны с нами никто не общается, даже родственники мои отвернулись. Нас приглашают в гости, а мы не ходим, потому что матери твоей мы нужны там, в деревне!
Три года каждые выходные я горбатилась на чужом участке, выслушивала от постороннего человека оскорбления. Я и так достаточно долго терпела выходки твоей мамы! Костя, тебе не кажется, что в такой ситуации просить меня о помощи просто невежливо?
— А мама никогда тебя не оскорбляла, не ври, — взвился Константин, — она воспитанный человек, до базарной ругани никогда не опустится. Я, Валя, тебе всё сказал: или ты едешь к матери, или мы разводимся!
Валя за Костю вышла замуж в сорок четыре года. Она прекрасно понимала, что он — её «последний вагон», вряд ли почти в пятьдесят лет после развода перед ней выстроится очередь из женихов. Брак Валентина попыталась сохранить, к Анне Валерьевне она всё-таки поехала, но выдержала там чуть больше недели.
Свекровь невестку всячески изводила, то и дело указывая её место. Больной Анна Валерьевна не выглядела, и Валя решила: мать Кости справится и без неё. Развод всё же состоялся, и Константин слово своё сдержал. Валентина съехала, но одна она прожила недолго.
Через три месяца Костя позвонил Валентине и попытался с ней помириться:
— Да, я согласен, поступил тогда опрометчиво, — каялся бывший муж, — мне кажется, нам стоит начать всё сначала!
Валентина не знала, как реагировать на признание Константина. В душе боролись два чувства: обида и тоска. Чувства к бывшему мужу у Вали остались, но всё решила одна единственная фраза Кости:
— И мама одна не справляется.
Валентина насторожилась:
— А ты что, с ней вопрос так и не решил? Вроде бы собирался сиделку нанимать.
— Это дорого, — отрезал Константин, — я пробовал сам с ней жить, но, если честно, не выдержал. Какая-то она стала капризная, требовательная! Тяжело мне очень с ней. Валя, давай возвращайся, мне нужна твоя помощь! Я один с мамой не справлюсь!
Валя бросила трубку и больше на звонки Константина не отвечала. Она решила не поддаваться на провокации бывшего мужа и не обращать внимания на его слова раскаяния. Костя вернуть её пытался только чтобы было на кого спихнуть родительницу. Валя не хотела быть бесплатно нянькой для сварливой свекрови.