—Я не могу у родной дочери на даче пару кустиков высадить? Чего вы еще такое выдумали? У вас тут что, резиденция президента, чтоб строго по записи приезжать? – Кричала в трубку мать, стараясь под любым предлогом проникнуть на дачу Регины после того, как в домике и на участке были закончены все работы.
—Регинка, ты мне это брось! Я тебе говорил – неча деньги кидать на этот ваш новый дом, могли бы и ко мне все также на дачу приезжать. Чего еще удумали? Им свой участок, видите ли, нужен! А мне помощники нужны. Вы заметили, сколько у меня тут дел? Бросайте эти глупости и чтоб в следующие выходные были у меня, как штыки! – Негодовал отец, даже не догадываясь, насколько в этот момент он напоминал бывшую супругу.
Развод родителей хотя и состоялся более пятнадцати лет назад, но все еще продолжал плохо влиять на Регину. Родители как будто так и не научились решать вопросы, связанные с единственной дочкой, без скандалов.
В браке они прожили всего десять лет, но Регине порой казалось, что все то время, пока она жила в полной семье, было одним сплошным скандалом.
С утра и до вечера не прекращались баталии. Отец и мать выясняли отношения из-за всякой мелочи: кто будет мыть посуду, кто придет пораньше с работы, чтоб сходить на школьное собрание дочери, кому ехать в выходные на дачу, и кто обязан ехать к старенькой бабушке, чтобы отвезти продукты и лекарства.
Регина слушала их ссоры и в очередной раз убеждалась – вряд ли она выйдет замуж. Создать подобную семью ей категорически не хотелось.
К счастью, родители все же приняли решение расстаться. Однако плохо влиять на дочь они не перестали и после развода, используя каждую возможность уколоть друг друга.
Регина, вопреки бытующему мнению о том, что дети переживают развод родителей сильнее всех, была ему даже рада. Наконец, закончились ежедневные ссоры, претензии, ругань и взаимные обиды. Теперь они носили эпизодический характер и дочь не всегда участвовала в этом.
Решая, кто прав, а кто виноват, родители совершенно не уделяли внимание дочери. Регина росла сама по себе, стараясь реже попадаться на глаза матери и отцу, чтоб не вызвать ненароком новую причину для скандала. После развода девочка осталась с мамой, но отец периодически забирал ее к себе, чтоб помогала по дому и на участке.
Отец забрал дачу себе, а маме должен был перейти домик в деревне, в котором жила старенькая бабушка. Такой вариант предложила сама старушка. Невестка оказалась ей гораздо ближе родного внука. Мама стала частенько пропадать в выходные (уезжала к бабушке и оставалась там, чтоб переделать накопившиеся дела). В один прекрасный момент она приняла решение вовсе остаться жить в деревне, а в квартире оставила шестнадцатилетнюю Регину.
После окончания школы девушка поступила в университет, окончив который, начала встречаться с сокурсником. А позже, убедившись, что будущий муж совершенно не похож на ее отца, и отношения не напоминают родительские, Регина приняла предложение выйти замуж. Вскоре в семье один за другим родились двое детей.
Семья жила в квартире Регины и копила на совместное жилье. Муж неплохо зарабатывал и в принципе, женщину такой вариант вполне устраивал.
Единственное, чего бы хотелось молодой маме – иметь возможность иногда вывозить детей за город. Этот вопрос поднимался почти в каждом разговоре.
Часто ездить в деревню, где жила в стареньком бабушкином доме мама Регины, было довольно накладно. К тому же, дети сильно уставали в дороге. Появился вариант обратиться к отцу, но всего пара визитов на его дачу показали – отдыхать там с детьми не получится.
Каждый сантиметр земли папа засадил овощами, полезными травами, ягодами и деревьями. Детям буквально некуда было ступить.
—Володь, мне кажется, нам пора подумать о покупке собственного дачного участка. Не для посадки овощей, а для отдыха. – Завела как-то вечером разговор Регина.
—Я с тобой полностью согласен. Сколько можно нам мотаться черт знает куда. Ладно бы отдых был нормальным, так я устаю за выходные, как собака. В понедельник на работу как на праздник иду, чтоб просто посидеть в тишине. Да и дети в таком режиме только лишний стресс получают, а не чистый воздух и возможность побегать по травке.
Сказано — сделано!
Прошерстив несколько десятков объявлений, была найдена поистине идеальная дача. На участке был вполне добротный домик, баня и территория, не облагороженная посадками. Отобрав для сравнения еще несколько вариантов, Регина с мужем связались с хозяевами участков и назначили время просмотра.
Уже в первое посещение оказалось, что в объявлении дача была сильно приукрашена. Ремонт в домике был много лет назад, стены бани держались лишь на честном слове и рискнули рухнуть в любой момент. Несмотря на то, что домик был довольно просторный, он весь завален всяким хламом, место которому было на старой свалке.
Кроме того, оценить качество посадок на участке – сложно: трава выросла на нем выше человеческого роста. Но у этого варианта было весьма ценное преимущество — дачу продавали с хорошей скидкой, поэтому можно было потратить больше на благоустройство дома и земли.
За окном уже стояла осень. Если хорошо приложиться, к весне можно выполнить все работы и спокойно переезжать на все лето. Володя мог спокойно добираться на работу, а Регине удобнее было выводить детей на прогулку, просто открыв входную дверь, не мучаясь с колясками и велосипедами.
Взяв немного денег из того, что копились на совместную квартиру, Регина и Володя засучили рукава и взялись за работу. Пока дети спали в коляске на улице, Регина вытащила из домика весь мусор и навела порядок в комнатах.
Володя в это время начал борьбу с сорняком, окосив весь участок. Баню решено было разобрать и на этом месте поставить новую. Часть работ супруги выполняли сами, часть — поручили рабочим, чтоб дело пошло быстрее.
Все время, пока шли уборочные и ремонтные работы, родители Регины звонили по очереди, проявив в этом удивительное единство, начав отговаривать от самой идеи собственного участка.
Возмущения родственников были вполне логичными и обоснованными – обоим не хотелось лишаться помощников. Ведь имея собственный участок, Регина и зять не поехала бы полоть сорняки на даче отца и не отправили бы детей в деревню к матери.
Обиды, ссоры, попытки манипулирования здоровьем снова стали частью обычной жизни молодой мамы. Родители стыдили и говорили, что дочь не бережет их, не жалеет, не переживает. Свалила на них все дела, а сама только про отдых и думает.
Научиться отвечать родителям было все также трудно, но теперь у Регины была поддержка со стороны мужа и возможность не выслушивать очередную ссору, просто положив трубку и отключив телефон.
Супруги работали на участке удивительно слаженно и быстро, словно чувствовали, что вот-вот грянет локдаун, и дача станет для них единственным местом, где можно будет выйти из дома и насладиться солнышком.
Весь период карантина молодая семья прожила на даче. Эти несколько месяцев, несмотря на нервную и напряженную обстановку стали для Регины в буквальном смысле глотком свежего воздуха.
Пока дети играли на травке, она доделывала дела на участке. Супруги решили, что никаких овощей и грядок на их даче не будет. Она нужна была для отдыха, поэтому после новой бани на участке появился небольшой бассейн, беседка, качели, газон и новые садовые дорожки.
Едва были сняты ограничения, родители решили, что пора им оценить приобретение дочери. Первым приехал отец и сразу набросился с претензиями:
—Это что такое? Что за жуть? Где грядки? Где кусты ягодные? Вы чего с участком сделали? Я видел фотографии, тут можно было все распахать и насажать кучу всякого. Осенью были б со своими овощами! Детям-то полезнее все натуральное!
—Детям полезно, когда на них не кричат из-за случайно вытоптанной грядки. Мы купили этот дом, чтоб отдыхать. Работы нам с мужем и так хватает! – Терпеливо пояснила Регина, чем вызывала еще большее недовольство.
—Чего? Где вы так уработались? Он у тебя в офисе сидит, ничего тяжелее кружки с кофе не поднимает. Да и ты в декретном отпуске не больно-то уработалась.
—Я в декретном отпуске с двумя маленькими детьми. Конечно, в твоем понимании все это — сплошное безделье, но мы с мужем в состоянии самостоятельно решить, как нам жить! – Регина слушала себя и не верила, что смогла решиться адекватно начать отвечать отцу на его обвинения и нападки.
—Не дело это – вот так с отцом разговаривать! С тех пор, как вы свою дачу купили, вообще ко мне не приезжали! В следующие выходные чтоб как штык были — будем сажать картошку и копать огород под рассаду, – заявила отец.
—Нет, у нас на следующие выходные другие планы. Если ты не справляешься с дачей, зачем она тебе?
Сократи количество посадок, а остальную землю просто окашивай, чтоб сорняков не было. Если надо, я оплачу работников, которые тебе в этом помогут. Но сами мы приехать не сможем!
—Ты меня поучи еще, как и сколько мне сажать! Себе свои деньги оставь, оплатит она! Я возражений не принимаю. Сказал приехать – извольте выполнять! –отрезал мужчина.
После отца на дачу с инспекцией приехала мать. Да не просто приехала, а привезла ведро рассады, намереваясь засадить участок.
Увидев обновленный дом, новый забор, баню и газон, женщина решила, что здесь она сможет проводить гораздо больше времени, чем планировала.
—Ой, дочь, как вы все хорошо сделали! Пожалуй, я у вас задержусь. Помогу тебе с детьми, да и по дому дел немало. А чтоб не заскучать – я привезла несколько кустиков рассады, овощей посадим, к осени будем со своими овощами.
—Мам, вы с отцом в этом вопросе удивительно солидарны. Он тоже решил, что дача нужна исключительно для посадок, огорода и тяжкого труда. Но мы решили, что сажать тут ничего не будем. Я уже договорилась с соседями, мы будем покупать у них свежие овощи и ягоды для детей. Сами же работать тут не станем.
—Но как же, я рассаду уже привезла! Неужели у тебя поднимется рука выбросить ее! – Мать была уверена, что имеет на дочь прежнее влияние.
—Конечно нет. Если хочешь, я могу соседке ее отнести, у нее как раз уголок на участке свободный есть. Сможешь к ней ходить – полоть, поливать и ухаживать.
—Ты издеваешься?
—Нет. Я предложила вариант решения твоей проблемы без ущерба для меня. Я же сказала – на своем участке я посажу цветы, и то — не в этом году. Сейчас я хочу уделить время себе и своей семье.
—Но рассада уже куплена! Что ты за эгоистка!
—Рассада не стоит моих нервов. Тебе чаю налить? – Регина собиралась закончить разговор, который рисковал перерасти в очередную ссору.
Уезжая к себе домой, мать решила, что не оставит все так, как есть, и обязательно добьется того, чтоб распоряжаться участком по своему усмотрению. К тому же, жить за городом в крошечном деревенском домике уже порядком надоело, а в дачном доме Регины можно было жить круглый год.
Пора бы уже серьезно поговорить с дочерью и обсудить вопрос переезда из деревни. О том, что Регина и Володя могут отказать, женщина даже не подумала.
Осенью, когда Регина перебралась с семьей в городскую квартиру, мать завела разговор о переселении. Причем завела его так, будто он был решен и требовалось лишь определить сроки.
—Регина, вы когда за моими вещами сможете приехать? Я почти все собрала уже, остались мелочи.
—О каких вещать ты говоришь?
—Ну как же – о моих. Я переезжаю на твою дачу. Условия там получше, чем у меня. Смогу за вашим домиком присматривать, помогать вам.
—А когда мы это обсуждали?
—А зачем это обсуждать? Я что же, не могу пожить на даче у дочери? Вообще-то, я тебе квартиру оставила и молчу об этом!
—Мама, ты квартиру не мне оставила, а на меня сбросила, решив, что тебе за городом легче жить будет. Мы с мужем полностью ремонт здесь сделали, и ты решила, что теперь пора напомнить о своей великой щедрости? Если уж на то пошло, квартира общая.
—Так ты мне ответишь, КОГДА за моими вещами приедете? – Мама нетерпеливо перебила Регину.
—Никогда. Дача — наша, мы не планировали ее кому-то сдавать. Если тебе так необходима городская квартира, предлагаю разменять ее или продать, разделив деньги. Как вариант, мы можем тебе отдать половину ее стоимости.
—Себе оставьте! – Прошипела мать и бросила трубку.
Регина глубоко вздохнула. Оказалось, иметь собственное мнение и перечить родителям – гораздо сложнее, чем молча соглашаться с ними. В юности ей не хватило на это сил, но теперь Регина была не одна и вполне могла противостоять постороннему упорству.
Целый год родители не могли смириться с тем, что дочь перестала им подчиняться. Вернулись забытые ссоры и претензии, но теперь стало гораздо легче выносить их.