«Ты не знаешь, что значит спасать семью!» — стиснув зубы, произнёс Богдан, взглянув в глаза Ларисы.

Когда последний тронулся, свежий снег укрывал уличные тайны, а в сердце раздавалось лишь смятение и надежда на изменения.

Руки Богдана всё ещё пахли машинным маслом, несмотря на то, что он уже третий раз намыливал их у раковины. Чёрная полоска под ногтями въелась туда за годы работы в автомастерской — никакое мыло с этим не справлялось. Сейчас он снова тер руки, готовясь к воскресному визиту к Ларисе, а Оксанка стояла в дверях и смотрела на него с той самой мягкой теплотой, которую он до сих пор не мог до конца понять — за что она его так любит.

— Богдан, поехали уже, а то опоздаем.

Он вытер ладони полотенцем и бросил взгляд на ногти. Всё равно видно.

— Да ладно… Лариса всё равно найдёт повод поворчать.

Оксанка ничего не ответила. Оба знали — это правда.

Жили они вполне достойно. Взяли квартиру в ипотеку, купили машину — пусть и не новую, зато надёжную. Оксанка была из тех женщин, что лишний раз не перечит — спокойная, ласковая, с тёплыми руками и печальными глазами каждый раз, когда мать начинала свои нравоучения. Всё было бы хорошо… если бы не Лариса.

Тёща Богдана была женщиной внушительной. Всю жизнь она проработала в отделе образования городской администрации и привыкла смотреть на окружающих так же строго, как на двоечников у доски — эта манера въелась в неё сильнее любого масла в руки зятя. Она не выражала неприязнь открыто — это было бы слишком просто. Она презирала его тонко и изысканно.

— Оксанка, ну почему твой муж опять за стол садится в этой своей спецовке? — морщилась Лариса каждый раз за воскресным обедом. — Праздник ведь всё-таки! А он будто только что из-под машины вылез…

— Мама… Он переоделся… Это просто джинсы такие… — тихо оправдывалась Оксанка и краснела.

— Джинсы… — вздыхала тёща и аккуратно промокала губы салфеткой. — Вот Владислав мой знает толк в приличиях…

Владислав был младшим братом Оксанки и одновременно гордостью Ларисы. «Предприниматель», «мозг нового поколения», «визионер» — какими только эпитетами она его ни награждала. Высокий парень с безупречно выбритым лицом пах дорогим парфюмом и каждые полгода менял машину на новую модель. Богдан как механик прекрасно понимал: все эти авто либо арендованные на пару дней для показухи, либо взяты по лизингу под завышенные проценты. Но Ларисе подобные детали были ни к чему.

— Владислав сейчас в Дубае по делам летал! Переговоры важные! — рассказывала тёща с восторгом, раскладывая себе салатик по тарелке. — Говорит: перспективы невероятные! Инвестиции какие-то там… криптовалюты… нейросети… Я во всём этом ничего не понимаю, но звучит серьёзно! Не то что гайки крутить…

Богдан молча ел свой ужин, уставившись в тарелку. Ему было что сказать о «перспективах» Владислава: тот ещё два года назад занял у него пятьдесят тысяч гривен «до вторника» и до сих пор даже словом не обмолвился о возврате долга… Но ради Оксанки он предпочёл промолчать.

На шестидесятилетие Ларисы собралась вся родня со стороны жены. С подарком долго ломали голову: денег было немного – они как раз копили средства на расширение мастерской; Богдан мечтал выкупить собственный бокс и перестать зависеть от хозяина помещения. Но ударить лицом в грязь перед любимчиком мамочки никак нельзя было.

— Может путёвку ей взять? В санаторий какой-нибудь? Спина ж у неё болит постоянно – подлечится хоть немного… — предложил Богдан однажды вечером.

— Дороговато выйдет… Богдан…

— Ничего страшного… Переживём как-нибудь – зато польза будет настоящая.

Так они решились: приобрели хорошую путёвку – две недели отдыха с процедурами и питанием включёнными. На юбилей пришли вдвоём – торжественно передали конверт имениннице. Та мельком заглянула внутрь:

— Спасибо вам большое… Санаторий «Берёзка»… Ну мило-мило… Наверное пригодится…

И положила конверт сбоку стола рядом с коробками конфет от других гостей.

Минут через пять кто-то позвонил в дверь – появился Владислав: загорелый до бронзы блеска винировой улыбкой; принёс охапку роз да пакет с логотипом бренда одежды класса люкс – такой Богдан видел разве что по телевизору или рекламе онлайн-магазинов.

— Мамочка! С днём рождения тебя! — Владислав расцеловал мать напоказ всем гостям; прихожая наполнилась резким ароматом духов.— Извини за опоздание – пробки просто адские!

Он протянул ей пакетик; Лариса достала оттуда пёстрый шёлковый платочек размером чуть больше ладони… Богдан знал цену таким вещам: стоил он примерно столько же сколько вся его месячная зарплата механика – хотя пользы от него было куда меньше чем от санатория…

— Владислав! Боже мой! Это же натуральный шёлк?! Какая красота!.. Сынок ты сумасшедший – такие траты!

— Для любимой мамочки мне ничего не жалко! — бросил тот легко усаживаясь во главу стола.— Кстати мамуль я новый проект запускаю сейчас – просто бомба будет! Через месяц тебя отправлю отдыхать на Мальдивы – хватит тебе этих всех «Берёзок».

Он подмигнул Богдану через весь стол; лицо Ларисы озарилось радостью:

— Вот видите?! Учитесь как надо матерей любить!.. Мальдивы!

Богдан встретился взглядом с женой; та сразу отвела глаза вниз… Ей было неловко и больно одновременно – но она привыкла…

Весь вечер Владислав щедро разбрасывался модными словами про блокчейн да энергетические потоки; а Лариса слушала сына раскрыв рот да подкладывала ему самые вкусные кусочки буженины со своего блюда… А Богдан сидел сбоку за крайним стулом перед салатом с майонезом который терпеть не мог…

Продолжение статьи

Бонжур Гламур