— Я имею полное право привести в нашу квартиру Аню, — уверенно рассказывал матери Игорь. — Скоро у нас будет ребёнок, мы планируем расписаться и пока что поживём тут.
— Но у вас будет своя семья и мне кажется, что нужно жить отдельно, — сомневалась Татьяна.
— У нас же трёшка, пока места хватит, а потом видно будет, — уверенно рассуждал Игорь. — К тому же сейчас мы не потянем аренду.
Татьяне пришлось смириться и признать правоту рассуждений сына, хотя особенной радости по этому поводу она не испытывала. Долгое время женщина жила одна, с мужем давно развелась, сын учился в другом городе и приезжал редко. Только в этот раз он не просто в гости прибыл, а представил матери беременную невесту, с которой планировал в ближайшее время заключить официальный брак. Не могла же она оставить на улице родственников, хотя и не была уверена, что сможет ужиться с невесткой. Опасения оправдались, и Анна оказалась барышней с характером.
— Ты не обращай внимания и делай скидку на состояние Ани, — каждый раз заступался за жену Игорь. — Она хорошая, просто сейчас нам всем нужно научиться жить вместе.
Татьяне казалось, что она как раз и делает всё необходимое для этого. Только невестка постоянно носом вертела и была недовольна. Сначала всё на беременность списывали, но после рождения Никиты стало только хуже.
— Вы ничего не понимаете, и вообще, не нужно вмешиваться в наши дела, — отбивалась Анна от советов свекрови. — Сейчас другие методы воспитания и ваши рекомендации давно устарели.
По мнению невестки, Татьяна ничего не знала о воспитании детей, плохо готовила и не помогала с маленьким внуком. Первое время Игорь пытался сглаживать углы и избегать скандалов. Потом полностью встал на сторону жены и даже начал сам матери замечания делать. Она терпела и только однажды сорвалась, высказав им всё о их наглом поведении.
— Значит, жить в моей квартире, прописывать в ней ребёнка и устанавливать свои правила вам кажется нормальным, а считаться со мной – нет? — возмущалась Татьяна.
— Не нужно так себя вести, словно вы вселенную спасли, — ухмылялась невестка. — Вы же не чужих людей к себе пустили, а единственного сына и его семью.
Скандалы становились постоянным явлением и случались по любому поводу. Сначала Татьяна просто ничего не понимала, по словам молодежи, потом они начали продвигать тему с обменом комнатами.
— Ты одна, и тебе вполне хватит комнаты поменьше, — рассуждал Игорь. — Просто Никитка подрастает, так что места побольше нужно.
— Вы же собирались временно пожить в этой квартире и потом переезжать, — напоминала Татьяна.
— Ну, мы пока никуда не переезжаем, — ответил Игорь.
Татьяна волновалась и сомневалась относительно предложения сына, но в итоге согласилась. Игорь с Анной сразу оборудовали детскую комнату для сына, и теперь у него появилось личное пространство. Когда мальчику исполнилось два года, и Аня могла выходить вскоре на работу, она вместо этого собралась во второй декретный отпуск.
— Конечно, мы не ждали от вас большой радости, но могли бы не так сильно показывать разочарование, — обижалась Анна. — Мы вам сообщили новость о скором рождении второго внука, а в ответ получили только недовольное лицо.
— Просто я надеялась, что вы к рождению второго ребёнка решите свой квартирный вопрос и переедете, — честно отвечала Татьяна. — Ладно поделиться комнатой, но я уже не в том возрасте, чтобы снова за малышом ухаживать.
— Ты так говоришь, словно это ты наших детей растишь, — обижался Игорь. — Я имею полное право проживать в этой квартире, а значит, и моя семья тоже.
Машка родилась беспокойной и крикливой, поэтому в квартире скоро пришлось забыть о спокойствии. Анна и без того не отличалась покладистым характером, а на фоне бессонных ночей и усталости вообще стала нервной.
— Вы бы вместо критики помогали больше, — высказывала она свекрови. — Дети маленькие, Игорь постоянно на работе, а я ничего не успеваю делать.
— Я помогаю в меру сил и возможностей, — высказывала свое мнение Татьяна. — Только вам для начала требовалось хорошо подумать о рождении второго ребенка с такой маленькой разницей в возрасте.
Анна слова свекрови перекрутила и Игорю донесла, как посчитала нужным, в итоге разразился очередной скандал.
— Как ты могла сказать Ане, что нам не нужно было заводить детей? — кричал Игорь. – Вот как ты относишься к собственным внукам!
— Я ей говорила, что не стоило торопиться с расширением семьи до решения жилищных и материальных проблем, — оправдывалась Татьяна.
— Я так понимаю, нам уже имеет смысл боятся твоих выходок? — не мог успокоиться накрученный женой Игорь.
— Ты думаешь, что я способна причинить вред вам или детям? — пыталась не расплакаться Татьяна.
— Я уже не знаю, что и думать, учитывая твои высказывания, — злился Игорь.
Татьяне было горько и обидно от такого поведения и настроения детей. Да, у них складывались непростые отношения во многом по вине невестки, но вредить пенсионерка точно никому не собиралась. Она в жизни мухи не обидела, так что собственным внукам точно не могла ничего плохого сделать. Но сын и невестка явно думали иначе, это стало очевидно после очередной неприятной сцены.
— Вы серьёзно решили установить на свои комнаты замки? — не могла поверить в увиденное Татьяна.
— А что, нам подождать, пока вы начнёте детям говорить ерунду или по нашей комнате без спроса ходить? — тут же пошла в нападение Анна. — Раз у вас нет понятия личного пространства, приходится прибегать к таким мерам.
Татьяне было плохо и обидно, потому что она в своей квартире чувствовала себя совершенно чужой и посторонней. Везде были вещи родственников, они запросто находились в её комнате, но к своей территории даже близко не подпускали.
Невестка была готова принимать помощь и даже требовала от свекрови присмотра за внуками. Но при первой возможности бежала мужу жаловаться на неё. Игорь на сторону жены становился и даже не пытался разбирать ситуацию, чем знатно обижал мать.
— Я подумала и приняла решение, потому что дальше так продолжаться не может, — говорила Татьяна сыну и невестке. – Действительно, в этой квартире есть доля Игоря.
— И что из этого следует? — не понимал сын.
— В ближайшее время мы выставляем эту квартиру на продажу, — продолжала Татьяна.
— Нормальный план, значит, нас решили выселить на улицу? — тут же вписалась Анна.
— После продажи квартиры я отдам вам половину денег за долю Игоря, каждый купит себе по однушке, и больше мы не будем жить под одной крышей, — пыталась не обращать внимания на высказывания невестки Татьяна.
— Значит, мы будем вчетвером ютиться, а ты будешь одна шиковать? — разозлился Игорь.
— Я свое решение озвучила, менять его не собираюсь, вы можете искать себе новое жильё, — устало продолжала Татьяна. — Если вам не нравится мое предложение, можете от него отказаться и просто съехать.
Игорь с Анной были в бешенстве и пытались надавить на Татьяну, но она не сдавалась. Тогда они начали манипулировать запретом на общение с внуками. Но пенсионерку на данном этапе это не особенно волновало, поскольку она очень устала.
Разругавшись в хлам, они разменяли квартиру и разъехались по разным адресам. Правда, Анна всё равно мужа подстёгивала на разборки с матерью, а он зачастую вёлся на провокации. Татьяне было больно и обидно, зато она сейчас жила в своей новой небольшой квартире и делала там ремонт.
Сын с невесткой ничего пока себе не купили, так как денег хватало только на однушку в плохом районе, поэтому они пока арендовали двухкомнатную квартиру и думали, что делать дальше.
Татьяна смотрела на это и боялась, успеют ли они купить себе хоть какое-нибудь жильё, или деньги просто разойдутся на жизнь и аренду…