Оксана смотрела на меня так, будто я только что предложил ей поверить в русалку, поселившуюся в ванной.
— Вы хотите сказать… он меня спасает?
Я развёл руками:
— Я не могу это подтвердить фактами. Не могу прикрепить к вам ночью датчики, усадить кота рядом и сверять его движения с вашим пульсом. Но складывается впечатление, что он реагирует не на ваше поведение, а на состояние вашего тела.
Она нахмурилась, задумавшись.
— Но врач сказал, что это у меня просто нервы, — всё ещё пыталась возразить она.
— Отлично, — кивнул я. — Нервы — универсальное объяснение. Им удобно всё списывать. Но ведь у вас скачет давление, вы просыпаетесь с ощущением тревоги и нехватки воздуха. И кот стабильно устраивает вам ночную тревогу в одно и то же время. На месте терапевта я бы не валерьянку прописал, а хотя бы назначил общий анализ крови, проверил уровень сахара и направил к кардиологу.
— Анализ? Крови? — переспросила она с сомнением.
— Хоть какой-нибудь, — отмахнулся я. — Главное начать с признания: возможно, дело вовсе не в коте. Я ведь не имею права вас лечить — я ветеринар. Но настоятельно рекомендую: сходите снова к своему врачу и скажите прямо: «Меня каждую ночь будит кот, мне плохо — прошу назначить обследование сердца и дыхания».
Оксана скривила губы в усмешке:
— Они же засмеют.
— Пусть смеются, — ответил я спокойно. — Главное, чтобы вы остались живы. А кот пусть продолжает выполнять свою миссию.
Я сделал паузу и добавил:
— И никаких успокоительных для кота я вам не дам. Не из жадности — просто если мы заглушим его беспокойство сейчас, вы лишитесь своей бесплатной ночной сигнализации. А мне потом будет стыдно перед вами.
Она ушла слегка раздражённая. Было видно: человек пришёл решать вопрос с животным, а его отправили разбираться с собой. Это всегда неприятно осознавать. Проще думать, что это питомцы мешают нам жить правильно… а не наоборот.
Честно говоря, тогда я сомневался: дойдёт ли она до поликлиники вообще? Многие в таких случаях просто отмахиваются: «Да ладно уж… проживу».
Но спустя пару недель Оксана вернулась снова — уже без переноски и одна. Вид у неё был такой усталый и измученный, будто она сдала экзамены по всем предметам сразу.
— Тарас… — произнесла она с порога. — Я пришла… отчитаться.
Мне всегда приятно слушать такие «отчёты». Это как досмотреть сериал до конца.
— Слушаю внимательно, Оксана.
Она опустилась на стул и положила сумку себе на колени (теперь её никто изнутри не толкал) и глубоко вдохнула перед рассказом:
— Я сделала так, как вы сказали: пошла к терапевту… Конечно же он сначала усмехнулся: «Кот мешает спать? Так выставьте его за дверь». А я ему говорю: «Вот направление от ветеринара».
Я поморщился:
— Этого лучше было избежать… У нас с врачами людей хрупкий союз…
— Мне уже было всё равно, — махнула рукой она. — Я устала до предела. Сказала прямо: «Сделайте хотя бы анализ крови – хочу понять своё состояние». Взяли общий анализ крови плюс биохимию и сахар тоже проверили… Через пару дней звонят: «Пожалуйста придите на приём».
— Обычно такие звонки ничего хорошего не сулят… — заметил я осторожно.
— Так оно и вышло… Сахар оказался запредельным! Я-то думала – ну люблю сладкое… А оказалось – диабет! И по результатам анализов видно было сразу… да ещё самочувствие подтверждало это полностью! Меня направили к эндокринологу… Он долго смотрел на меня внимательно и спрашивал: «А как вы себя чувствуете ночью?» Я говорю ему честно: плохо сплю… Кот будит постоянно… Давление скачет…
