— Я понял, — произнёс он, но не успела пройти и минута, как его руки вновь потянулись к ней. — А вот я… очень даже готов.
Она сразу ощутила это и твёрдо сказала:
— Отпусти. Мне пора домой.
Он нехотя разжал объятия, и в тот момент она неожиданно осознала: ей не хватает того, что Иван Шаповал в этот вечер её не провожает.
На следующее утро во время занятий к ним заглянул следователь. Он пришёл по делу Ивана Шаповала — парня обнаружили избитым почти до смерти недалеко от города. Состояние крайне тяжёлое. Следователь начал опрашивать старшеклассников, пытаясь выяснить подробности случившегося.
— Ребята, заходите по одному в кабинет литературы, — распорядилась учительница математики.
Когда подошла очередь Марты Кравченко, стало ясно: следователь уже многое знал о ней. В том числе и то, что Иван провожал её в тот вечер.
— Добрый день, Марта. Присаживайтесь, — сказал он с дружелюбной улыбкой. — Расскажите мне немного о вашем знакомом.
— Мы с ним едва ли были знакомы близко… Он просто ходил за мной на расстоянии. Почти не разговаривали.
— Я сейчас спрашиваю не о потерпевшем Шаповале. А о том, кого он ударил в тот день. Его зовут Александр Марченко? Я правильно понимаю?
— Да… всё верно. Но Иван его не избивал… Он всего лишь один раз ударил Александра по носу.
— Опишите всё как было на бумаге, пожалуйста. — Следователь протянул ей листок и ручку.
— Неужели Александр так сильно его покалечил?
— Есть основания полагать, что над Шаповалом издевались несколько человек: избили его до полусмерти, затем погрузили в машину и выбросили за городом в овраг у трассы. Парню повезло — его заметил водитель и вызвал помощь вовремя. Иначе бы мы говорили уже о погибшем…
Глаза Марты Кравченко наполнились слезами; буквы перед глазами расплывались от влаги. Она положила ручку на стол.
— Простите… а можно будет его навестить?
— Сейчас он без сознания… Но всё же постарайтесь вспомнить: говорил ли ваш знакомый Александр что-то о потерпевшем?
Марта плакала навзрыд и никак не могла успокоиться.
— Это я виновата! Всё из-за меня!
— Ну-ну… тише… Успокойтесь же… Что вы тут развели? Всё самое страшное уже позади… — Он налил воды из графина и подал ей стакан.
Немного придя в себя, она записала всё известное ей на бумаге и поспешила в больницу к Ивана Шаповалу, который после операции лежал под капельницей бледный как полотно. Чтобы попасть к нему внутрь палаты, пришлось выдать себя за его невесту. Когда Иван пришёл в сознание, первое лицо перед ним оказалось лицом Марты Кравченко.
— Марта… — прошептал он пересохшими губами с лёгкой улыбкой. Врачи сделали всё возможное для спасения парня, но полностью восстановиться ему так и не удалось — из больницы он вышел инвалидом.
Виктор Возняк сумел «отмазать» сына от ответственности: у Александра Марченко было железное алиби — именно в тот день ему вправляли нос после удара от Ивана Шаповала. Однако отец был крайне раздражён поведением сына: вместо поступления в МГИМО после десятого класса Александру пришлось отправиться служить в армию на два года подряд.
Все эти два года он лелеял мечты о мести: во сне ему виделось то одно видение за другим — будто бы соблазнённая им Марта Кравченко привыкла к роскошной жизни рядом с ним и теперь умоляла остаться рядом; целовала ему ноги со слезами на глазах… Или же он продавал её как наложницу другу своего отца — толстому грузинскому ловеласу с дурным вкусом…
