Люди, привыкшие судить о внутреннем мире по внешности, редко ошибались в одном — они не давали шанса тем, кто не вписывался в их представления о красоте. Если человек выглядел привлекательно — значит, и душа у него светлая. А если природа обошла стороной — лучше и не смотреть в ту сторону, чтобы не портить себе настроение.
Скажи кто-нибудь Павлу Мазуру, что он вовсе не так уж и уродлив, он бы только усмехнулся. Он давно свыкся с мыслью: все его сторонятся из-за внешности. И потому старался держаться подальше от людей.
Школьные годы дались ему тяжело — оценки колебались между двойками и тройками. Продолжать учебу было негде да и незачем: он понимал — там ему тоже будут не рады.
Так Павел Мазур устроился дворником.
Эта работа пришлась ему по душе. Ранним утром он выходил во двор с метлой, подогнанной под его рост, и принимался наводить порядок.
Это был его способ сказать миру спасибо. Тем самым людям, которые сторонились его.
Он убирал территорию с особым усердием: высаживал цветы — исключительно по собственной инициативе, красил лавочки и детские турники не только за зарплату. Ему хотелось добавить красоты туда, где её так часто недоставало.
Для него красота всегда была тесно связана с чистотой.
Он помнил те времена, когда ещё маленьким его купала Анастасия Левченко и приговаривала:
— Ах ты мой чистенький Павел Мазур! Какой же ты у нас красивый!
И если своим обликом он радовать окружающих не мог, то ухоженным двором вполне мог подарить радость: клумбы цвели круглый год благодаря продуманной смене растений; детская площадка притягивала мам с детьми со всего района; песочницу он сделал сам — с крышкой на ночь от котов; карусель была новой; а лавочки стояли так удобно для родителей — всё это было заслугой Павла Мазура.
Некоторые замечали перемены во дворе. Другие делали вид, будто ничего особенного нет: мол, просто повезло с дворником или работает целая команда специалистов вместе с садовниками.
Но одобрения ему было ни к чему. Он знал сам: делает всё правильно. Хотя днём старался лишний раз во дворе не появляться, из окна наблюдать за радостными детьми на ярких качелях и горке ему было приятно. Мамы отдыхали на удобных лавках рядом — всё предусмотрено им до мелочей. Соседи улыбались при виде цветущих клумб — смена сезонов отражалась в палитре цветов.
Несмотря на возраст, Павел Мазур уже понял одну важную вещь: люди похожи на матрёшек — немного странных и неровных фигурок вроде него самого. Какая окажется сверху – загадка до последнего момента: может быть нарядная в алом платочке или скромная в чёрном. Но стоит раскрыть одну за другой – добраться до самой сердцевины – тогда становится ясно: внутри каждого есть как доброе начало, так и тёмное зерно. В каких пропорциях – выясняется только после того как разложишь всё по полочкам души человеческой… Но одно он знал точно – каждый носит в себе свет и тень одновременно.
Поэтому Павел Мазур не держал зла на тех мамочек, что порой прогоняли его от площадки со страхом в глазах – мол дети испугаются такого как он…
Не обижался он также на соседей – те здоровались вскользь и тут же спешили дальше по своим делам без взгляда вверх.
Не держал обиды даже на родителей – стареющих людей оставшихся под его опекой после того как брат уехал далеко-далеко и даже к праздникам почти не звонил… А вот Анастасия Левченко навещала их время от времени – у неё самой забот хватало: живя за городом вместе с мужем в дедовом доме она ухаживала за лежачей свекровью да воспитывала двух дочерей… Хлопот прибавилось немало после переезда из города… но она расцвела там… ожила…
Она часто предлагала брату забрать родителей к себе или хотя бы разделить заботу:
— Может я возьму их к себе? Тебе ведь тяжело одному…
Но Павел неизменно отказывался:
— А чем я тогда займусь? Да ты сама едва справляешься! Как тебе всё удаётся?
— Благодаря тебе! Ты у меня самый лучший! Что бы я без тебя делала?! – говорила она искренне обнимая брата.
Раз в месяц Анастасия приезжала помочь прибраться дома да привезти продуктов побольше.
Только ей одной Павел иногда открывался полностью — рассказывал о том как относятся к нему соседи… что шепчутся за спиной…
— Монстром зовут меня… Настя…
— Ой ну полно тебе! На каждого болтуна платочек ведь не наденешь! Пусть говорят! Они ж тебя совсем-совсем не знают!
— Я правда такой страшный?..
— Ну что ты выдумываешь? Глупенький мой! Красота ведь разная бывает… На кого-то глянешь – да красив человек! Без сомнений! И лицом хорош собой…
