—Тебе трудно уступить? Мы – семья, а потому, должны совершать друг для друга большие и маленькие подвиги. Сегодня твоя очередь. – Ирина Сергеевна перешла на приторно — милый голос, чтоб на ее фоне Таня выглядела еще большим монстром.
—Да, мне трудно. Вы можете сами совершить подвиг и всего за каких-то несколько тысяч. Не смею вас задерживать на пути к исполнению желаний вашей обожаемой внучки! – Таня подошла к двери и, распахнув ее, присела в реверансе.
Последний жест наконец-то вывел свекровь из себя, и она пролетела мимо невестки, словно ураган Катрина.
—Вот и славненько, давно пора! – Таня взяла со стола телефон и, не раздумывая, отправила номер родственницы в черный список.
***
Тане при первом знакомстве показалось, что Артем – настоящий принц. Когда же он представил девушку своей маме, она решила, что сорвала Джек-пот, ведь будущая свекровь показалась просто душкой.
Милая, заботливая, внимательная, она постоянно улыбалась, то и дело приводя в разговоре примеры из сказок. Знала бы тогда Таня, что именно эта черта свекрови будет раздражать ее больше всего.
Артем на момент знакомства с Таней жил вместе с родителями. Просторная, шикарная четырехкомнатная квартира досталась отцу Артема от бабушки, которая в свое время была не последним человеком в правлении города. Несколько поколений семьи родились и выросли в этом доме, а потому – особенно дорожили им и не рвались разъезжаться.
—Есть в этой квартире что-то особенное, объединяющее! В ней хочется жить большой семьей, по вечерам собираясь за большим столом под лампой с абажуром. – Частенько говаривала Ирина Сергеевна, когда Таня была еще невестой Артема и приходила к нему в гости.
Тогда девушка еще не знала, что именно ее свекровь приложила максимум усилий, чтоб выселить из квартиры всех, включая родителей мужа, чтоб жить в ней только своей семьей.
Лицемерие этой женщины, словно аромат французских духов, раскрывалось для Тани постепенно. Правда, в отличие от парфюма, удовольствия от каждой новой «ноты» было все меньше.
Артем часто говорил, что не хочет жить отдельно от родителей, несмотря на то, что Таня настойчиво намекала на раздельное проживание.
—Танюш, ты только посмотри! Тут такой вид, такие места. Весь город как на ладони. Бросать это все и переезжать в типовую новостройку с видом на соседний дом – преступление. К тому же, отсюда мне ближе добираться до работы, а тебе – до университета. Надо упрощать себе жизнь, а не усложнять ее! К тому же, мама не работает и очень любит заниматься домом. А значит – нам не придется самим готовить и делать уборку. Максимум, чего от нас ждут – вносить часть финансов в семейный бюджет. Но это настолько несущественная сумма, что мы ее не заметим.
Жених был так убедителен, что Татьяна согласилась и после свадьбы переехала в квартиру свекров. Кроме Артема и его родителей в квартире периодически проживали младшая сестра парня Алиса и ее дочь Вика. Вернее – пятилетняя девочка проживала с рождения, а ее мама – набегами, в перерывах между попытками устроить личную жизнь или поработать.
Таня с Алисой практически не общалась, так как девушки относились к совершенно разным типам женщин. Таня была человеком домашним, серьезным, считавшим, что в жизни необходимо мириться с трудностями, ставить цели и добиваться их.
Алиса же была избалованной девчонкой, которая с детства не знала отказа, а потому просто не умела мириться с трудностями.
Она считала, что ей должен весь мир, а она миру не должна ничего, ведь ее появление в нем — уже огромное счастье. Именно поэтому с работы она вылетала значительно чаще, чем меняла ухажеров.
Так как Алиса периодически отсутствовала, ее комната была переделана под детскую для Вики. Девочка воспитывалась так же, как и мама — в полной уверенности, что она – вершина творения и весь мир обязан поклоняться ей.
Именно из-за этой черты малышки и запустилась череда событий, которая в итоге привела к серьезным переменам в жизни семьи.
Вопреки обещанию Артема, его мама не рвалась создавать уют для нового члена семьи. Практически в первую неделю после свадьбы Ирина Сергеевна показала себя во всей красе. Однажды утром, пока Артем еще спал, она позвала Таню в кухню и притворно-сладким голосом предупредила.
—Дорогуша, ты теперь – жена, поэтому изволь принимать участие в жизни семьи. У нас нет четкого графика готовки и уборки, но не рассчитывай, что все эти дела я возьму на себя.
—Я и не рассчитывала. Сама хотела предложить вам помощь. – Тане хотелось, чтоб у нее с родителями мужа сложились теплые отношения, поэтому была готова идти на уступки.
—Мне не надо предлагать ничего. Просто учти. Все, что приготовлено мной, приготовлено для моей семьи! Ты в нее не входишь. Поэтому о своем питании заботься сама. К холодильнику не подходи, если ничего туда не положила. Никакую бытовую химию или косметику не хватай, если своей нет. У меня очень качественная косметика, я не собираюсь ее на тебя расходовать. Поняла? Уборку в своей комнате ты проводишь сама так часто, как совесть позволит. Но в остальном доме ты обязана убираться не менее двух раз в неделю. Учти — в комнате Вики много дорогих игрушек. Если что-то испортишь – я тебе не завидую! Многие куклы коллекционные, мы их искали несколько лет.
Таня слушала и не верила своим ушам. Как может человек раскрыться при более близком знакомстве. Надо отдать свекрови должное – она дотерпела до свадьбы, не расплескав ни капли той удивительной ядовитой смеси, которой была наполнена до краев.
Невестка не могла понять, как мог отец Артема находиться рядом с таким человеком так долго. Да и сам Артем каким-то чудом миновал участи быт похожим на мать.
Наивная Таня просто забыла школьный курс генетики, который гласил, что потомство получает по половине всех качество от обоих родителей. Артем унаследовал от матери не только способность быстро втираться в доверие, но и не раскрывать до последнего истинной своей сущности.
После переезда Тане было позволено провести в комнате все изменения, которые ей хотелось. Она решила начать с небольшого ремонта и обновить мебель. В числе прочих новшеств был приобретен и установлен современный кондиционер. Квартира находилась на последнем этаже по солнечной стороне – расположение, которое имело массу недостатков и минимум достоинств.
Летом внутри квартиры воздух разогревался до таких температур, что казалось, будто находишься в бане. Открытые окна совершенно не спасали, поэтому Таня позаботилась о собственном комфорте заранее. Еще когда встречалась с Артемом и приходила к нему в гости, Таня не могла понять, почему никому в этой семье не пришло в голову сделать свою жизнь значительно комфортнее, при помощи всего одного прибора.
Когда Артем сообщил, что после свадьбы они будут жить с его родителями, Таня в первую очередь вспомнила об установке кондиционера.
Именно поэтому, прожив несколько месяцев здесь, она решила подготовиться к лету заранее. Как оказалось – такую заботу о себе и муже проявила только она, а потому – остальным членам семьи захотелось воспользоваться обновкой.
—Таня, открой дверь пошире, пусть в зал тоже холодного воздуха надует. Вечером будет так приятно тут находиться! – Первые несколько месяцев свекровь при сыне была предельно мила и учтива с невесткой.
—Ирина Сергеевна, если я так сделаю, наша комната до ночи не остынет. А какой тогда смысл от кондиционера, если он не охлаждает?
—Вот видишь, ты сама поняла, что покупка твоя – просто бессмысленная трата денег! А я сыну говорила, чтоб он держал твои неуемные траты в узде.
—Правда? И что еще вы ему говорили? Ирина Сергеевна, мне кажется, мы с Артемом взрослые люди и в состоянии самостоятельно распорядиться финансами.
—Чем ты там распорядиться можешь? Ты даже продукты свежие не в состоянии купить? Ты сына моего по миру пустишь. Слава богу, что он живет с нами! Ни за что вас не отпущу в собственное жилье.
Как ни странно, но Таня именно сегодня хотела завести с мужем разговор об ипотеке и покупке отдельного жилья. Сразу можно было и не переезжать, приобрести жилье на этапе строительства, подкопить, сделать ремонт, а уж потом – съехать от родителей и жить отдельно.
К сожалению, разговор о будущем не получился, так как мать нажаловалась сыну на его жену еще до того, как Артем вернулся домой с работы.
—Танюш! Ну что происходит? Тебе сложно было открыть дверь? Ну реально же жара в квартире. Нельзя быть такой эгоисткой.
—А что мешало твоим родителям купить себе такой же кондиционер? Я разве против? Но я не собираюсь жертвовать своим комфортом ради чужих людей.
—Чужих? Вообще-то, это моя семья. Плюс – там ребенок!
—У которого есть мать, бабушка и дедушка. А у них – деньги на покупку любого прибора. Послушай, давай не будем ссориться из-за пустяков! – Таня решила закончить ссору, но продолжать разговор и говорить про свое жилье, настроения уже не было.
***
Прошло еще несколько дней. Однажды, вернувшись домой, Таня обнаружила в своей комнате Вику с ее бабушкой и дедушкой.
—Танька, ты должна мне вертилятор отдать! – Капризно заявила девочка, топая ножкой.
—Ой, малышка, ты неправильно говоришь. Это кондиционер! – Поправила девочку бабушка, совершенно не обратив внимания на то, как именно девочка выразила свою просьбу.
—Точно, малыш, ты неправильно говоришь – я тебе ничего не должна. И вообще, попрошу вас покинуть мою комнату. Мне надо переодеться и отдохнуть. У меня завтра защита диплома, а я что-то неважно себя чувствую. – Таня действительно в последние дни чувствовала себя неважно, и жара только усиливала ужасное состояние. Ругаться и скандалить с родственниками совершенно не хотелось. Не было сил даже на разговоры.
—Ты почему так разговариваешь с ребенком! Она маленькая! Могла бы уступить ей и позволить поиграть тут! – Возмутилась Ирина Сергеевна.
—Ой, точно! Вика! Прекрати играть здесь в мое отсутствие! Я устала наступать на детальки твоего Лего. В следующий раз замок в дверь поставлю и буду запирать свою комнату! — Таня сделала вид, что не заметила замечания свекрови.
Девочка, обидевшись, показала Тане язык и ушла в свою комнату. Едва за девочкой закрылась дверь, свекровь бросилась на Таню с шипением гадюки.
—Что ты за человек! Ребенок от жары страдает. Немного полегчало ей здесь. Могла бы сама предложить переставить кондиционер в детскую!
—А с чего это вдруг? Я его для себя ставила. У Вики есть мама, которая сейчас на заработках. Я уверена, она в состоянии купить девочке такую мелочь, если она у вас так уж изнывает от жары.
—Да как ты смеешь? Мы – семья! У нас принято делиться всем самым лучшим! Но тебе, похоже, этого не понять! Вырастили тебя родители эгоисткой!
—Мои родители вырастили меня доброй и внимательной. Именно поэтому я позволяю вам находиться в моей комнате в мое отсутствие. Но когда я дома – извольте оставить меня одну. Да, это ваша квартира, но это комната моего мужа, а значит – я имею право распоряжаться ею. К тому же, я не хотела тут жить. А раз уж живу — создаю для себя комфортные условия. Хотите также – ставьте себе такой же прибор. Но этот останется на своем месте! – Таня чувствовала, что вот-вот потеряет сознание, но решила стоять до конца. Определенно, со здоровьем шутить не следует. Завтра придется после защиты идти к врачу – состояние стремительно ухудшалось.
—Это мы еще посмотрим! – Свекровь сверкнула глазами и вышла из комнаты. Таня без сил опустилась на кровать и тут же провалилась в тяжелый сон.
Проснулась она от возмущенных криков в зале. Кричала Алиса.
—Это что за фигня! Я почему должна бросать все и мчаться сюда только потому, что кто-то тут зажал кондиционер для моего ребенка! Вы что, сами не в состоянии решить этот вопрос? Артем, ты что, не можешь жену приструнить? Немедленно чтоб сделали так, как хочет моя дочь! Завтра позвоню – проверю!
Артем видимо пытался утихомирить сестру, но мать не давала Алисе успокоиться, что-то бормоча ей. Таня даже не пыталась прислушиваться. Она знала, муж не сделает того, что требовала сестра. В конце концов, этот вопрос они уже решили. Однако оказалось, что так думала только она.
Спустя полчаса в комнату вошел Артем со стареньким вентилятором в руках. Подключив его в розетку и оценив работу, он удовлетворенно произнес:
—Ну вот, все отлично! Мы обойдемся и им. Завтра позову специалиста и перенесем кондей в детскую Вики.
Тане казалось, что она еще спит. Ведь она только что порадовалась, что муж отстоит их право на комфорт.
—Артем, можно с тобой поговорить. – Тане не хотелось скандалить при всех.
—Если речь о переносе кондиционера, тот тут нечего разговаривать. Вопрос решен! — Крикнула из зала Алиса, не соизволив ни поздороваться, ни даже сказать это в глаза невестке. Таня решила, что так дело не пойдет.
—То, что я приобрела для своей семьи, останется в ней. И мне плевать на то, что вы тут что-то решили. Вещь я купила на свои деньги. Так что – заберите свой чудесный вентилятор себе.
—Мама, но я хочу, чтоб у меня в комнате прохладно было! – Начала ныть Вика, увидев, что кто-то посмел не согласиться с ее требованиями.
—Не волнуйся детка, у тебя будет все самое лучшее. А на тетю ты внимания не обращай. Она просто не в себе! – Алиса даже не посмотрела в сторону Тани.
—Артем, ты за меня заступиться не хочешь? Или тебе надоело в комфорте жить? Ты же сам ныл, что раньше спать было невозможно в духоте…
—Да, я говорил, но это же ребенок. Ей тоже хочется!
—Так кто же мешает твоей сестре купить себе такое чудо техники? – Таня тоже решила не замечать членов семьи мужа и говорить с Артемом так, будто они одни.
—Ты в своем уме? Откуда у нас такие деньги? Это только ты так можешь – заехала в квартиру, живешь на всем готовеньком. Что же тебе не тратиться на такие покупки! – Язвительно заметила свекровь.
—Так, все! Я больше в этом дурдоме не останусь! Артем, либо мы завтра же съезжаем на съёмную квартиру, либо я съезжаю одна, а ты живи, как хочешь!
– Таня сама испугалась собственной решительности, но в тот момент она поняла – если муж не выберет ее сторону, продолжение брака не имеет смысла. К счастью, Артем принял сторону жены, и на следующий день молодая семья вместе с кондиционером переехали на съемную квартиру.
Еще через пару дней Таня узнала, что ждет ребенка. Чтоб не портить себе нервы в такой волнительный период, она отправила в черный список номера всех родственников мужа.
Мало того, что эти люди совершенно не считались с ее мнением, так еще и распустили о ней некрасивые слухи будто она жила на всем готовом, в семью не приносила ни копейки, но оказалась настоящей жадиной и эгоисткой, отказавшись поделиться с маленьким ребенком такой мелочью, как кондиционер.
Кроме того, Таня заметила, что муж продолжил общаться с родственниками. Дни посещения мужем родного дома Таня умела определять сразу, как только он переступал порог.
Артем был задумчив, молчалив, на вопросы отвечал односложно и грубовато. В такие моменты Тане меньше всего хотелось сообщать мужу радостные новости о скором прибавлении.
А после того, как свекровь и золовка начали за глаза поливать ее грязью, не встречая сопротивления, Таня все чаще стала задумываться – а стоит ли ей вообще заводить ребенка от такого ненадежного мужчины. Несколько раз она пыталась разговаривать с Артемом, но он либо отмалчивался, либо принимался выгораживать мать.
—Неужели ты не видишь – твоя мамаша только вид делает, что хорошо ко мне относится. На самом деле она готова меня в грязи извалять! А ведь я ей ничего плохого не сделала. Наоборот, все время пыталась наладить общение.
—Как ты пыталась? Повесив себе кондиционер и не позволив никому им пользоваться? В конце концов, могла его в зале установить, а не в комнате!
—Так ты же сам им пользовался и радовался, что мне такая хорошая мысль в голову пришла! А после того, как Алиса захотела все лучшее для себя, ты сразу переметнулся на их сторону и меня выставил самой ужасной?
Несколько дней Тане не хотелось разговаривать с мужем. Мало того, что было обидно, так еще и состояние было не самым лучшим. Постоянно тянуло живот, скакало давление, хотелось спать, а еда совершенно не задерживалась в желудке.
Удивительно, как все эти симптомы не замечал муж. Видимо, был настолько обижен, что не смотрел на жену. Таня решила, что ничего ему не скажет, пока он не изменит своего поведения.
Но вскоре стало ясно – ничего говорить и не придется.
Приближался день рождения Ирины Сергеевны. Артем постоянно о чем-то разговаривал с сестрой и матерью по телефону. Было видно – готовится сюрприз, но Таню никто приглашать не собирался.
—Артем, а ты что, на праздник один пойдешь? – Однажды не выдержала молодая супруга.
—А какие у меня есть варианты? Ты же не хочешь идти, а я не могу оставить мать без поздравления и подарка.
—Я не хочу? А меня кто-то приглашал?
—Так ты всех в черный список кинула. Как тебя пригласить? К тому же, на сообщения от мамы ты не ответила. Что тебе еще нужно? Мама пыталась помириться, но ты же у нас пуп земли, чтоб до простых смертных снизойти.
—Мне никто не звонил и не писал. Но раз ты так говоришь, мне действительно не стоит приходить! –обиделась на него Таня.
Только за мужем закрылась дверь, она решила пойти прогуляться. Но не смогла пройти и пары ступенек. Закружилась голова и, теряя сознание, Таня неловко поставила ногу, не смогла удержать равновесие и упала на лестницу, прокатившись по последним ступенькам. Очнулась она почти сразу от острой боли, пронзившей ее тело. К счастью, на шум ее падения вышла соседка и вызвала скорую.
***
По пути в больницу Таня пыталась дозвониться до мужа, но он не брал трубку. Появился он только на следующий день, когда соседка рассказала ему, куда пропала его жена. К этому времени причин для хороших новостей уже не осталось. Таня потеряла ребенка, о чем и сообщила мужу коротким сообщением. Он пытался звонить, но она уже не хотела разговаривать.
Несколько раз пришли оповещения, что пыталась дозвониться свекровь. Слушать ее притворно-сочувственные слова тоже не было сил, поэтому Таня просто выключила телефон и отвернулась к стене, пытаясь переварить все то, что с ней произошло, и решить, как жить дальше.
Утром, включив телефон, она увидела несколько сообщений от мужа.
«Могла бы маме ответить, она хотела тебя поддержать», «Как ты умудряешься быть такой черствой в такой момент», — остальные сообщения она решила не читать, удалив их все сразу. Удивительно, но именно они помогли ей принять окончательное решение.
Через несколько дней ее выписали домой. Придя в квартиру, она молча собрала вещи и уехала к подруге, оставив обручальное кольцо на пульте от кондиционера. Прощальный подарок, который помог Тане увидеть истинные лица мужа и его родственников.