Вскоре о неприятной истории узнали все члены семьи. Каждый счёл нужным высказаться девочке.
— Надо было хотя бы спросить разрешения. Разве сложно? Если у Оксанки действительно беда с обувью, мы бы помогли. Тебя не за щедрость ругаем, а за то, что не посоветовалась с нами.
Единственным, кто встал на её сторону, оказался дедушка.
— За первое взрослое решение вы её порицаете? Перестаньте бранить за добрый поступок. Она ведь от чистого сердца хотела помочь. Такое поощрять надо. И ту девчонку жалко — сирота ведь…
— Сирота — и что с того? — возразила мать. — Всё равно поступила некрасиво: взяла чужое без спроса. Хитрая малолетка! Я её мать знала — подругой была мне когда-то, а потом деньги украла. Я считаю, что сандалии нужно вернуть и обеих проучить как следует.
— Побойся Бога, — тихо сказал дедушка. – Да сколько те сандалии стоили? Я заплачу сам. Нехорошая примета — отбирать подаренное, особенно у сироты… Это может обернуться бедой. Девочка-то ни при чём в том, что её мать тебя когда-то обманула… У той женщины судьба страшная была…
Мать сделала вид, будто не услышала его слов и продолжила:
— Дело вовсе не в деньгах! Мы хоть каждый день по три пары таких купим! Но девочек надо воспитывать: пусть Софии будет стыдно за то, что не посоветовалась с родителями, а Оксанке впредь неповадно будет брать чужое без спросу. Таких надо учить строгостью!
София слышала весь разговор и чувствовала себя ужасно из-за решения родителей.
— Если вы заберёте у неё эти сандалии… тогда я… тогда я вообще перестану с вами разговаривать! Вот так! Обиделась я!
Девочка надеялась, что её слова повлияют на взрослых. Но мама с папой лишь ещё больше рассердились и велели ей три дня не выходить за пределы участка. Для Софии это наказание показалось вечностью.
Сандалии у Оксанки всё же отобрали. София случайно услышала разговор мамы с бабушкой.
— Нахалка она эта девчонка! И бабка у неё такая же — хамству научит в два счёта!
— Не знаю… Всё это неправильно как-то… Грех обижать сироту… С детей какой спрос?
София плакала навзрыд: ей ещё никогда не было так тяжело на душе; даже дышать становилось трудно от обиды и боли. Единственным человеком, кто хоть немного понимал её чувства, оставался дедушка — да и тот в итоге согласился с мнением матери.
— Родителей слушайся лучше… Видишь какие они у тебя строгие… — ворчал он ласково, поглаживая внучку по спине. — Подрастёшь — сама решать будешь как правильно поступать… А пока лучше спрашивай разрешения… В чём-то они правы…
Родители запретили Софии общаться с Оксанкой: решили, будто та дурно влияет на дочь и учит плохому поведению. Однако как только наказание закончилось и ей вновь разрешили гулять во дворе – первым делом она побежала к подруге.
Больше всего Софию терзало чувство вины перед Оксанкой: она боялась быть непрощённой и переживала из-за этого сильнее всего.
Но Оксанка вовсе не держала зла – просто играть вместе отказалась:
— Бабушка сердится на меня из-за этого случая… Я ей хлопот добавила… А если твои родители увидят тебя здесь – снова начнут злиться…
Постепенно история забылась всеми вокруг. До конца лета София часто бегала к дому подруги – но та каждый раз находила повод отказаться от игр: то занята по хозяйству, то устала… Казалось даже – чего-то боится…
Осенью пришло время возвращаться обратно в городскую квартиру. Весь учебный год София вспоминала Оксанку – случившееся летом глубоко отпечаталось в сердце девочки… Родителям она ничего не рассказывала – думала всё равно не поймут…
Поздней осенью мама потеряла ребёнка… В доме стало особенно тяжело и тоскливо… Никто толком не знал причин случившегося – да это уже было и неважно: горе произошло – его нужно было просто пережить…
Весной Софии исполнилось семь лет; она активно готовилась к школе… Учёба давалась нелегко – очень хотелось вернуться к бабушке в деревню… На день рождения папа подарил велосипед – девочка представляла себе летние прогулки вместе со сверстниками по деревенским тропинкам… От этих мыслей становилось светлее на душе…
Мама снова ждала ребёнка; врач посоветовал ей больше бывать на свежем воздухе и избегать стрессов… Жизнь понемногу налаживалась…
Как выяснилось позже — весь год Оксанка тоже ждала встречи с Софией… Зимой ей было скучно одной в деревне… Казалось бы все забыли про тот случай со злополучными босоножками…
Лишь однажды мама язвительно заметила после того как увидела дочь обучающей подругу кататься:
— Это случайно не та самая девочка, которая туфли у тебя выпросила?..
