Иногда в жизни человека появляется сложная необходимость выбирать, жертвуя близкими и дорогими людьми.
В такие моменты становится особенно тяжело осознавать, что тот, кто долгое время был твоей надежной опорой и казался непоколебимой защитой, где можно укрыться от бед и невзгод, вдруг превращается в обыкновенный гнилой, ветхий пень.
Потеря отца
– Я младшая из трех дочерей нашей горячо любимой мамы Тамары Сергеевны. Она родила меня, будучи уже за сорок, – поделилась своей историей Алена.
– Наш отец погиб в Яремче, когда старшей сестре Ольге было около пятнадцати, а средней Ирине – примерно одиннадцать лет. Я же была еще совсем маленькая и не понимала, почему сестренки так горестно плачут. Наблюдая за ними, я пропитывалась атмосферой в квартире и рыдала громче всех!
Мама, охваченная горем, заперлась в спальне, где еще сохранялся запах отца, и три дня не показывалась наружу. Она спала рядом с его вещами, часто смотря на фотографию, стоявшую на трюмо.
Но на четвертый день, заметив, что в доме закончились продукты, а девочки остались без родительского присмотра, она наконец собралась с силами, обняла дочерей и сказала:
– Ну что же, теперь мы остались одни. Нам придется выживать.
Алена не знает, получала ли мама какую-либо компенсацию по потере кормильца, но чтобы прокормить и одеть троих девочек, Тамаре пришлось устроиться на две работы. Рано утром она чистила подъезды, а затем поспешно бежала к парикмахерской открываться к девяти утра, где работала администратором.
Старшая Вера
– Ольга взяла на себя заботу о младших, но после того как ей исполнилось восемнадцать, она вышла замуж за своего ровесника Кирилла и переехала вместе с ним в соседний город, в поисках новой жизни. На исполнение всех домашних обязанностей и заботу обо мне: отвести в детсад и встретить, присмотреть до возвращения мамы, читать книжки и накормить – легла ответственность на Ирину.
Средняя Надя
Однако Ирина всегда была погружена в свои мечты, словно жила в своем особом мире. Она грезила дальними странами и славой в Голливуде, подавала заявки на конкурсы красоты и была абсолютно увлечена своей внешностью. В то время идеальным образцом женской красоты считалась кукла Барби, и Ирина стремилась подражать этой высокой, пышной заморской красотке. Она осветлила волосы до белого цвета, надела короткие розовые юбки и постоянно уверяла младшую сестру, что вскоре все увидят ее талант, и она станет королевой.
После окончания девятого класса Ирина поступила в училище культуры, решив построить карьеру актрисы. После получения диплома преподаватель пригласил ее в местный театр, и казалось, что вот оно – начало пути к мечте.
Тем не менее, после встречи с коллегой Дмитрием, она резко потеряла интерес к покорению западного Голливуда. Теперь Ирина была «вся в любви и искусстве», и родного города ей оказалось достаточно. Позже они вместе переехали в Киев, однако на этом аниматорская карьера Ирины и завертелась.,– Заплата там вполне приличная!
Приглашают даже на курорты развлекать детей состоятельных клиентов! Мне это вполне подходит, – с удовлетворением отмечала Ирина. – Да и чаевые иногда бывают весьма внушительными!
Младшая Люба
– Мы с мамой остались вдвоем. За эти годы она заметно ослабла и постарела. Похоже, что в глубине души она все еще не могла смириться с утратой отца, однако не показывала своего горя окружающим. Постоянное недосыпание и тяжелый труд уже не соответствовали ее возрасту, поэтому после окончания школы сразу устроилась на работу, а мама стала пенсионеркой и занималась домашними делами, – рассказывала Алена.
В двадцать лет Алена познакомилась со своей первой любовью – Алексеем! Он выглядел надежным, мужественным, любящим и готовым на любые безумства ради нее. Так оно и было на самом деле. Алексей усердно трудился, чтобы арендовать для них отдельное жилье; все организационные и финансовые вопросы лежали на его плечах.
Он даже умудрялся находить средства для мамы Тамары Сергеевны, понимая, что с одной социальной выплаты прожить крайне сложно. Его родители не нуждались в материальной поддержке сына, не вмешивались в семейный бюджет и были значительно моложе мамы невестки, поэтому могли самостоятельно за собой присматривать.
Болезнь
– Со временем я стала замечать у мамы провалы в памяти, – вспоминала Алена. – Она забывала самые простые вещи: куда положила очки, оставленный на плите суп, переставала помнить, как делать элементарные петли крючком.
Сначала эти случаи казались несущественными, многие люди старше 50 скажут, что это нормально, но со временем симптомы усиливались. Когда я ей звонила, она порой отвечала, что я ошиблась номером и таких здесь не проживает. Сначала думала, что это шутка, но потом поняла, что дело серьезное.
Иногда Алена приходила к маме и обнаруживала, что она несколько дней не ела. Причина была не в отсутствии продуктов, а в том, что мама просто забывала поесть.
Однажды соседка позвонила и сообщила, что нашла Тамару Сергеевну плачущей на скамейке во дворе, потому что она забыла, где живет. После консультации с врачом-неврологом и ряда обследований специалист поставил неутешительный диагноз – деменция. Требовалось принимать срочные меры.
Переезд
Обсудив с Алексеем необходимость переезда к маме, он отнесся к этому вполне адекватно и даже отметил преимущества: не придется платить за съемное жилье, эти деньги лучше потратить на себя и маму Татьяну, кроме того, она всегда будет под присмотром.
В трехкомнатной квартире и места хватало. На следующий день они собрали немногочисленные вещи и переехали к матери.
Алена и ее сестры, которые иногда интересовались делами семьи по телефону, наконец почувствовали облегчение. Пришлось отказаться от работы и посвятить все свое время любимой маме.
Заболевание быстро прогрессировало. У Тамары Сергеевны проявлялись вспышки агрессии, сменяющиеся апатичными состояниями, она часто видела кого-то под кроватью, спрашивала о папе, ночью кричала и пыталась куда-то уйти, а днем мирно засыпала после бурной активности.
Пробовали давать успокаивающие препараты, прописанные врачом, но они давали временный эффект. Затем приступы паники и буйство повторялись, а её крики слышали по всей округе.,Мужчина сдался
Сначала Алексей старался терпеть, но спустя полгода такого невыносимого существования стал раздражительным и все чаще оставался ночевать у родителей.
– Мась, мне завтра на работу, а тут никак не поспать! – говорил он Алене. – Я вечером после работы зайду, чтобы вас проведать.
Подобные визиты Алексея становились все реже, денег он тоже не приносил, ссылаясь на задержку зарплаты, а лишь каждую субботу привозил пакет с продуктами.
Пришлось просить сестер хоть немного помочь им с мамой. И действительно, Ольга и Ирина начали еженедельно присылать небольшие суммы, но деньги быстро уходили на таблетки, памперсы, еду, коммунальные счета, а также на одежду.
Однажды раздался звонок в дверь. Открыв, Алена увидела Алексея. Мужчина явно был подшофе, а в руках держал одну розу.
– Я так по тебе скучал! – улыбаясь, произнес он.
Они провели вместе незабываемый вечер, пока мама спала, но ночью начался очередной «концерт» по её просьбам.
– Господи, когда же это кончится! – в сердцах вскричал раздражённый муж. – Алена, я тебя люблю и очень хочу быть с тобой, но твоя мама — это что-то непереносимое!
Алена бросилась успокаивать маму.
– Я тоже тебя люблю, но другого выхода у меня нет! – с грустью ответила она.
– А как же твои сёстры? Они уехали, чтобы строить свою жизнь и наслаждаться, а ты здесь страдаешь, и я с тобой! Что это за семейная жизнь? Сплошная каторга!
– Они живут в других городах, ты ведь это знаешь! У каждого своя работа и семья. Просто так не оставить всё, да и я здесь остаюсь! – оправдывалась Алена.,– Тамара Сергеевна для нее такая же мать, как и для тебя! Пусть приедут, а мы хотя бы немного отдохнем и сможем жить спокойно. Ты наконец-то выспишься! Посмотри на себя, у тебя круги под глазами, худенькая совсем! Разве я не прав? – уговаривал Алексей.
– Ты, безусловно, прав, но у меня нет другого выхода! Если они сами не желают, что я могу сделать? С каждым днем маме становится всё хуже!
– Давай устроим Тамару Сергеевну в специализированный центр или дом для престарелых! В конце концов, там за ней будет присматривать медперсонал, врачи! Проводить лечение! Я готов взяться ещё за одну работу, чтобы оплачивать всё это! Подумай о нас! – умолял муж.
– Я никогда не отдам родную мать в дом престарелых, запомни это! И что бы это ни стоило, я буду заботиться о ней! Она меня родила, воспитала и не бросила после смерти папы, не стала пить, как многие делают! Изо всех сил старалась, чтобы у нас было всё необходимое! А сестры? Пусть их совесть будет их судьбой! – рыдала Алена.
Алексей прижал её к себе и сказал:
– Успокойся, мы справимся! Ты права! Я всегда рядом!
Смерть мамы
Спустя три месяца Тамара Сергеевна, выскользнув из дома, пока Алена спала после тяжёлой ночи, выполенной её мамой, попала под машину.
Свидетели рассказали, что женщина вышла на оживленную проезжую часть в неположенном месте, и её сбил таксист, который мчался примерно со скоростью 100 км/ч.
На похороны прибыли сёстры со своими семьями. Они поплакали, помянули, а после девяти дней поминовения подняли вопрос о разделе маминой квартиры. Но это уже совсем другая история абсурда.
Готовы ли вы посвятить свою жизнь родителям, даже ценой семьи? Имеют ли сёстры моральное право претендовать на квартиру?