—Мама, поздравь. Я поступил в колледж, на факультет информационных технологий. Теперь твой сын — официально студент, — улыбчивый Денис обнял мать, Эльвиру Игоревну. Женщина была так растрогана, что чуть не заплакала:
—Я в тебе никогда не сомневалась, солнышко мое. Давай отметим твое поступление, я закажу чего-нибудь вкусненького. Или приготовлю, что ты хочешь?
Подумав, сын попросил любимые с детства запеченную рыбу с овощами, грибы в кляре и шоколадный пирог. Эльвира всплеснула руками:
—Какой ты у меня скромный, мальчик мой. Конечно, без проблем. Уже бегу за продуктами, а ты отдыхай, тебе скоро предстоит очень много и серьезно учиться.
Парень засмеялся:
—Разве я по-другому учился? Забыла, сколько я приносил домой разных грамот и дипломов за олимпиады?
—Конечно, мой дорогой, ты всегда учился, как легендарный Ломоносов. Но я уверена, что со временем ты сможешь переплюнуть и его. Короче, котенок, я убегаю, а ты займись чем-нибудь для души.
Не дав сыну даже сказать что-либо, Эльвира убежала в ближайший супермаркет, чтобы начать готовиться к семейному празднику.
Денис переоделся и уселся за домашний компьютер, чтобы поиграть в любимые браузерные игры. Он не сразу услышал, что мать вернулась с целой кучей продуктов в большом пакете. Эльвира поспешила на кухню и принялась колдовать…
Когда она сама была молоденькой девушкой, после окончания школы с золотой медалью, окончила с красным дипломом университет. Правда, диплом ей дался тяжело. Не потому, что Эльвира плохо училась, а потому, что влюбилась.
Ее избранник был на пару лет постарше, отличался веселым легким нравом, который пришелся по душе застенчивой девушке. Когда она стала пропускать занятия и однажды не получила допуск к зимней сессии, ее отец принял меры.
Мужчина пришел в комнату дочери и устроил ей долгий, жесткий разговор.
—Любовь в твоем возрасте – это всего лишь блажь, дорогая моя дочь. Ну, ты думаешь, что то, что ты называешь любовью, это надолго и всерьез? Нет, Эльвирочка, до первой крупной проверки. Чаще всего денежной. Кто и как будет содержать семью, если у вас появится ребенок? На что будете жить? Кто будет смотреть за вашим ребенком, когда вы выйдете на работу? Мы с мамой и так вложили в тебя все, что могли. Но на большее не рассчитывай. Как получишь диплом, находи работу и живи отдельно, так ты быстрее на ноги встанешь. А как появится своя недвижимость и постоянный источник дохода, тогда и можно подумать о любви и продолжении рода.
Сколько бы Эльвира ни устраивала скандал, ей не удалось убедить отца. Игорь настоял на том, чтобы дочь довела учебу до конца с нормальными оценками, хотя из-за любовной горячки она чуть не дошла до отчисления.
В итоге Эльвира смирилась и закончила учебу на одни пятерки, получив красный диплом. Зато с кавалером пришлось расстаться, когда она увидела его в объятиях другой девушки. Он не стал ничего отрицать и равнодушно согласился с тем, что им нужно разорвать отношения.
Эльвира прорыдала всю ночь, потом мысленно поблагодарила отца:
—Папочка, спасибо, что вправил мне мозги. Если бы ты тогда не научил меня уму-разуму, может, я бы и университет не закончила…
По окончании вуза отец дал девушке три месяца, чтобы она нашла работу. Эльвира справилась куда быстрее: уже через месяц была зачислена по конкурсу в штат аудиторской компании, у которой было много клиентов по городу и за его пределами. Толковая и честолюбивая, девушка быстро пошла вверх по карьерной лестнице.
Ближе к тридцати годам разговоры родителей и знакомых стали сводиться к тому, чтобы посоветовать Эльвире какое-нибудь правильное место, где она смогла бы найти себе достойного жениха. Однако сделать это оказалось намного сложнее, чем все думали.
Эльвира сразу же отсекала кандидатов, которые вызывали у нее сильное подозрение.
—Этот явно пьет, у того проблемы с самоконтролем, третий не умеет связать два слова
без мата, четвертый без работы ходит годами. Да на черта они мне все сдались?
Лишь ближе к 34 годам Эльвира встретила человека, который ее устроил по всем пунктам: у него была приятная внешность и манеры, отсутствие жены и детей, хорошая зарплата и должность.
Бонусом было свое жилье, но Эльвира решила, что, если и дойдет до развода когда-нибудь, то это она должна выставлять мужа из квартиры, а не наоборот. Поэтому настояла на том, чтобы супруг въехал в ее квартиру, которую она купила за несколько лет до свадьбы.
Отношения с мужем сложились достаточно хорошие, но спустя два года после рождения сына Эльвира осталась одна. Причина была в том, что мужу не нравилась ее поглощенность ребенком. Для нее существовал только Денис, всех остальных она практически не замечала. Попытки отвлечь Эльвиру от малыша привели только к тому, что женщина сама потребовала:
—Если ты не понимаешь, как мне дорог этот ребенок, значит, у нас с тобой ничего путного не выйдет. Можешь уходить к себе, держать не стану.
Развод оформили быстро, и бывший супруг был безумно этому рад. Эльвира не стала требовать с него алименты или просто отступные, она была счастлива, что может отныне посвятить себя любимому сыну целиком, без остатка.
Женщина старалась одевать ребенка с иголочки, покупала ему все самое лучшее и подороже. Она словно кричала его внешним видом: смотрите, я, даже если и разведенная женщина, все равно содержу своего сына получше, чем многие полные семьи.
Денис выглядел, как картинка из модного журнала, но никогда не кичился этим. Одетый в аккуратный костюм и белоснежную рубашку, Денис всегда был любимцем учителей. Получал сплошные пятерки и не гнушался помогать другим, кто не мог похвастать такими же отметками, как у него.
Эльвира могла бы сказать, что она – счастливая мама идеального сына, который никогда не пил, не курил, с сомнительными личностями не общался и тщательно следил за порядком в своей комнате. Женщина даже боялась думать, что когда-нибудь ее сказочке об идеальном материнстве придет конец, когда сын заявит, что хочет жениться…
***
Первые месяцы обучения в колледже прошли без сюрпризов. Денис уходил на занятия к 8.30 утра и возвращался после четырех. Приходил, приводил себя в порядок и садился перекусить. Мама к его приходу всегда старалась приготовить что-то особенное, потому что была уверена в том, что в столовой учебного заведения кормят только отравой. Она даже предлагала Денису носить с собой ланч-бокс, но парень наотрез отказался.
—Мама, зачем? В нашей столовой вполне нормальная еда, мне нравится. У меня куча учебников и конспектов в рюкзаке, куда еще запихивать контейнер с едой? Хочешь, чтобы я был единственным, кто ходит с обедом на занятия? Да меня же ребята засмеют.
—Твои ребята могут есть любую отраву, если хотят, — убеждала Эльвира. – Но ты должен питаться нормальной домашней едой, я ведь готовлю ее для тебя с такой любовью.
Как бы она ни старалась, Денис не стал носить обед в колледж. Зато потом в его речах появилось кое-что новенькое. Например, некий однокурсник по имени Степан, о котором парень говорил с открытым восхищением. Мол, такой смелый и безбашенный, умеет за себя постоять на словах и на деле, умеет водить мотоцикл и машину.
Эльвиру чуть удар не хватил, когда она увидела, кем так восторгается ее единственный сын. Это был типичный неформал, одетый соответствующим образом. На голове прическа не пойми какая, всегда в мешковатой одежде, с наглым выражением лица. То есть образчик сомнительной личности, от подобных которой женщине раньше удавалось держать сына на расстоянии. И теперь один из этих непонятных субъектов вдруг стал кумиром Дениса?
—Нет, этому не бывать, —подумала Эльвира.
—Дениска, я тут вот о чем подумала, — женщина смотрела на сына так, как будто впервые его увидела. —Зачем тебе какой-то занюханный колледж? С твоими мозгами вполне можно замахнуться на МГУ, МГИМО, Баумана. Да на что угодно. А ты прозябаешь в каком-то третьесортном колледже… Может, плюнем на все и уедем в Москву? Там у тебя будет больше возможностей для профессионального роста, потому что получишь диплом престижного вуза.
—Зачем мне Москва? —удивился Денис. —Мне и здесь хорошо. В колледже у меня есть хорошие друзья, с которыми я не хочу расставаться. Взять, например, Степку…
—Вот Степку твоего как раз-таки и не надо брать! —чуть не взорвалась женщина, раскрыв сразу свой замысел. – Зачем тебе такой друг? Да его отвратительным видом только стенды «Их разыскивает Интерпол» украшать. Прошу тебя, не надо с ним дружить. Ну, кто он, и кто ты? Вы же совершенно разные, у вас разные уровни и воспитание. Не хочу, чтобы ты уподоблялся такому кошмару.
Денис поджал губы и строго посмотрел на мать. Раньше она не замечала, что он может так сурово смотреть, и ей стало не по себе.
—Не пытайся настроить меня против моего лучшего друга, мама, — холодно сказал Денис. – Да, мы с ним разные. Но если он тебе не нравится, это не означает, что я отношусь к нему точно так же. Я уже взрослый и имею право выбирать, с кем мне общаться. Больше эту тему я не собираюсь обсуждать, и точка.
Эльвира рот раскрыла от неожиданности.
—Да как ты смеешь говорить со мной в таком тоне? —возмутилась она. – Ты еще слишком молод, в людях не разбираешься. А таких подлецов, как твой Степка, я за километр вижу. Он плохо на тебя влияет, неужели ты этого не понимаешь?
—Я понимаю, что ты хочешь прогнуть меня и мое окружение под свои вкусы, — яростно ответил Денис. На него вообще было непохоже проявлять таким образом свои эмоции. – Только учти, мама, что я не маленький мальчик, которого можно отвлечь шоколадкой или подзатыльником, хотя ты никогда не давала мне такового. Не тебе решать, как мне прожить свою жизнь.
Он отвернулся и дал понять, что не собирается продолжать разговор. Эльвира вздохнула и вышла из его комнаты, ее одолевали невеселые думы.
—Вот так взрослеют дети, —думала она. — Сначала ты для них самая лучшая и самая знающая, а потом появляется такой Степка, который уводит милого послушного мальчика и превращает его в какого-то оболтуса.
Дальше начался форменный кошмар. Только Эльвира отошла от той стычки с Денисом, как тот через неделю прибежал с горящими глазами и рассказал, какой у него классный друг, с которым всегда интересно.
—Мы тут на посвящение решили устроить что-то вроде хоррор-квеста для нашего курса, — говорил Денис задыхающимся от восторга голосом. —То есть там организовать прохождение разных испытаний, чтобы было и смешно, и страшно. Ну, там всякие муляжи хотим развесить, скелеты и все такое. Вот фантазия у Степки, я прямо поражаюсь.
У Эльвиры сердце ушло в пятки при этих словах. Она с детства терпеть не могла всякие фильмы ужасов, а этот недоросль собрался воплощать в реальность ее худшие кошмары. Потом Денис как бы между прочим заявил, что завтра он должен купить обед своему однокурснику, потому что тот угостил его сегодня – заплатил за него в столовой.
И это было только начало…
***
После первой сессии Эльвира не могла узнать своего единственного отпрыска. В кого превратился ее послушный и всегда аккуратный сын? Вместо классического костюма на Денисе теперь красовались широкие мешковатые джинсы неопределенного цвета, да еще с и дырами. Тело было прикрыто футболкой жуткой расцветки с непотребной надписью на груди. В ответ на возмущения матери парень лишь отмахнулся:
—Да ладно, мама, не нравится – не смотри. Я же ношу, а не ты.
Когда он появился с новой прической, Эльвира сначала потеряла дар речи, но затем устроила жуткий скандал. Который на Дениса не произвел никакого впечатления. Взяв шапку и куртку, парень просто ушел из дому, бросив небрежно:
—Мам, ты устала. Я прогуляюсь, а ты отдохни. С тобой просто невозможно говорить, как с нормальным человеком.
—Невозможно, говоришь? – взвыла Эльвира. —У тебя всегда была аккуратная модная стрижка со стильной челочкой, ты смотрелся, как приличный парень. А сейчас на кого ты похож? Что за обесцвеченный ежик на голове? Что? Я тебя спрашиваю!
Но в ответ была тишина.
Эльвире порой казалось, что Денис наслаждается тем, что доводит родную мать до белого каления, когда она переходит уже не на крик, а самый настоящий ультразвук. Только потом женщина заметила, что после таких вспышек у нее колет в сердце.
—Он нарочно так делает, да? —спрашивала она сама у себя. —Почему позволяет себе так со мной обращаться? Я все ради него делала, а он … даже не хочет понимать, насколько мне важно быть для него нужной…
Новое потрясение ожидало женщину, когда она увидела, что ее любимый Дениска отказался от своих прежних увлечений из-за дружбы со Степаном. На день рождения Эльвира подарила сыну новую юбилейную монетку и ожидала, что он, как прежде, проявит бурный восторг и благодарность за такой роскошный подарок. Но вместо этого Денис пробормотал:
—Ой, спасибо, мам. Извини, я сейчас занят, делаю обзор двигателей для городских легких мотоциклов.
—Что?! – не поверила Эльвира собственным ушам. – Тебе не нравится мой подарок? Почему? Ты же раньше так любил собирать такие монетки!
—Мам, не волнуйся, — ответил сын, даже не глядя в ее сторону. – У меня сейчас немного изменились приоритеты, если можно так выразиться. Сейчас меня стали интересовать мотоциклы и скутеры. Я бы хотел вот такой, — и он красноречиво ткнул в экран ноутбука, на котором красовался ярко-красный мотоцикл с надписью «Кавасаки».
Видно было, что Денис не на шутку увлекся техникой. Только сейчас Эльвира обратила внимание на то, что комната сына увешана постерами с мотоциклами и машинами. Появились изображения полуголых девушек, сидящих на мотоциклах в крайне непристойных, по мнению благочестивой Эльвиры, позах.
—Неужели это мой Денис, который был образцом для подражания всей школе столько лет? —потрясенно думала Эльвира, выходя из комнаты сына.
На втором курсе дела пошли еще веселее. Денис начал скрытничать, временами пропускал занятия. Однажды не пришел ночевать и соврал, что был у Степана. Эльвира была в ужасе, когда, закидывая джинсы Дениса в стирку, вытряхнула из карманов несколько упаковок презервативов.
—О господи…—прошептала Эльвира, глядя на «резиновое изделие номер два». Он же так молод и уже успел вкусить плод плотской любви? А если… а если эта штука его подведет, и его случайная подружка забеременеет, Дениса за это посадят или нет? О нет, только не это… я не вынесу, если с ним что-то случится… И это — вина этого трижды проклятого Степана… почему я позволила Денису поступить в этот идиотский колледж? Если бы он туда не пошел, то не знал бы ничего из так называемой взрослой жизни.
Когда Денис сообщил, что у него есть девушка, которая ему очень нравится, по имени Лера, Эльвира не приняла его слова всерьез.
—Ну о какой любви и симпатии можно говорить в таком возрасте, —думала она.
Но, когда Денис начал пропадать по вечерам допоздна, женщине пришлось призадуматься.
—Что за Лера, с которой ты встречаешься? Может, хотя бы познакомишь нас? —попросила Эльвира сына. Денис охотно согласился пригласить свою девушку к ним домой, чтобы мама познакомилась с его дамой сердца.
Лера произвела на Эльвиру крайне неприятное, даже отталкивающее впечатление. Женщина была взбешена ее вульгарными манерами:
—Ты меня извини, сынок, но где ты мог достать эту явно приезжую нахалку? Ты видел, с какими ногтями она ходит? А как одевается и разговаривает? Меня чуть не стошнило при виде того, как она громко чавкает и болтает с переполненным ртом. Пожалуйста, не надо общаться с такой девицей, она же тебе не пара, —умоляла Эльвира Дениса. Тот молча слушал.
—Я не говорю тебе, что ты не должен никого любить. Пожалуйста, это твое личное дело. Но о какой любви может быть разговор сейчас, когда ты еще даже не начал работать и обеспечивать самого себя?
—Боюсь, не могу с тобой согласиться, — флегматично ответил Денис и заперся в своей комнате. Однажды, когда Эльвира уехала в гости к подруге, сын привел свою Леру к ним домой и провел с ней ночь.
***
После колледжа Денис решил продолжить обучение и поступил в вуз на заочное отделение. На жизнь ему хватало, потому что в программировании он был очень хорош и пользовался спросом у организаций. К большому неудовольствию матери, он продолжил общаться и со Степаном, и с Лерой. Более того, в один прекрасный день объявил, что сделал своей девушке предложение и она согласилась выйти за него замуж.
Эльвиру новость не обрадовала. Она несколько раз просила сына одуматься, не спешить в брак очертя голову, да еще с такой особой, как Лера. Женщина даже рыдала и хваталась за сердце, но все было напрасно. Денис ее слушал, кивал, но все равно, сделал по-своему. Точнее сказать, съехал с квартиры матери и женился. Как подозревала Эльвира, назло ей.
С того дня прошло пять лет. Денис по-прежнему женат на своей Лере, которая родила ему сына. Единственному внуку Эльвиры уже три года, но сын не спешит с ней увидеться. На все звонки матери отвечает, что рад бы, но не может найти время – постоянно в разъездах.
—Сынок, как ты? Почему ты не звонишь и не приезжаешь? Хоть бы внука мне показал, я же все-таки ему не чужой человек, —пробовала нажать на Дениса Эльвира. Но сын уже в юности показал, что он не из тех, кого можно взять таким приемом.
—Прости, мама, я очень занят. Работы столько, что мечтаю просто добраться до подушки и отключиться, —устало отвечал Денис. —Надеюсь, у тебя все хорошо. Ты в порядке?
Настороженный слух Эльвиры не уловил особого интереса к ее делам. Это был обычный дежурный вопрос, как если бы они обсуждали погоду.
—Да, сынок, спасибо, солнышко мое, что спросил. У меня все хорошо, —отвечала она, с трудом сдерживая слезы. Женщина думала только об одном – почему сын так обошелся с ней? Она растворилась в нем полностью, жила и двигалась только ради него. А он перешагнул через ее любовь и самоотверженность, выбрав вульгарную недалекую девицу из провинции и неприятного во всех отношениях типа в лучшие друзья. Они теперь на первом месте для Дениса, а она, родная мать, осталась где-то на задворках памяти и истории. Ей больше не рады и не хотят иметь с ней дела, хотя она всю жизнь старалась отдать единственному сыну.
—Вот и рожай после этого детей. Они даже спасибо не могут сказать, — расстроенно думала Эльвира, сжимая в руках мобильный телефон. Каким же коротким получился ее разговор с единственным сыном.