С мая по октябрь меня в городе не бывает — я живу на свежем воздухе, выращиваю овощи, которые вы потом с удовольствием едите зимой. Если я продам дачу, то лишусь всего этого. А значит, мне нужно какое-то возмещение.
— Какое ещё возмещение? — насторожился Николай.
— Жилищное, — спокойно ответила Татьяна. — Понимаете, просидеть всё лето в душной квартире я не готова. Поэтому предлагаю такой расклад: дачу продаю, деньги отдаю Дмитрию на машину. Но взамен переезжаю к вам, дорогие сваты, на вашу дачу. У вас ведь остался домик в селе от родителей? Вот там я и буду жить летом. А зимой… зимой мне станет тоскливо одной в трёшке. Раз уж мы теперь одна семья и всё делим поровну — предлагаю разменять мою трёхкомнатную квартиру. Мне купим «однушечку», а оставшиеся средства добавим детям: либо на расширение жилья, либо на гараж для этой самой машины. А чтобы не скучать одной — буду часто навещать вас, Галина. Мы же теперь подруги?
Галина побледнела и вытянулась лицом. Их «домик» в деревне представлял собой полуразвалившуюся постройку без удобств: туалет во дворе, вода из колодца и вечный беспорядок — всё это она тщательно скрывала от окружающих. Пустить туда хозяйственную Татьяну означало бы выставить себя на посмешище. Да и перспектива частых визитов Татьяны в город совсем её не радовала.
— Таня… ты серьёзно?.. Там же жить невозможно… Удобств никаких… Вода холодная… Как ты там будешь?
— Привыкну как-нибудь, — с улыбкой ответила Татьяна. — Ради благополучия детей можно и потерпеть немного. Или вот ещё вариант: пусть Николай продаст свой гараж? Он у вас просторный, капитальный, в самом центре кооператива стоит! Наверняка по цене не уступает моей даче! Машины у вас нет давно уже — только хлам всякий хранится… Продайте его! Это будет ваш вклад в общее дело. А я добавлю денег на страховку.
Николай поперхнулся наливкой от такого предложения. Гараж был его личной крепостью: там он встречался с друзьями-мужчинами, держал свои «сокровища» – старые детали от машин, проржавевшие инструменты и заначки спиртного подальше от жены.
— Ты что такое говоришь?! Гараж продавать?! Да это же святое место! Там погреб… колёса запасные… Да он вообще ничего не стоит – копейки!
— Вот видите сами! – развела руками Татьяна. – Вам жалко гараж из-за каких-то «колёс», а мне дорога моя дача – потому что она часть моей жизни и труда души вложено немало! Забавно выходит: моё продать – это разумно и практично; ваше – ни за что!
— Но ведь это всё ради детей! – вдруг вмешалась Елена с надрывом в голосе впервые за весь вечер. – Вы что же, мама Таня… вам грядки важнее родного сына?
Это был удар ниже пояса – чистая манипуляция чувствами матери.
Татьяна внимательно посмотрела на невестку долгим взглядом.
— Лена… любовь к детям нельзя измерять деньгами или подарками… Настоящая любовь включает уважение: к труду родителей и их праву распоряжаться своей жизнью так, как они считают нужным… Я вырастила сына достойным человеком, дала ему образование и помогла вам с первоначальным взносом по ипотеке… Своё материнское предназначение я выполнила полностью… Дальше вы должны справляться сами.
— Сами?! — возмутился Николай. — Да где ж они такие деньги найдут?! Это ж долговая петля лет на пять!
— Вот именно так выглядит взрослая жизнь, Николай… Хочешь кататься с ветерком — научись сначала тянуть санки или хотя бы заработать себе на них сам.
Она повернулась к сыну:
— Дмитрий… ты действительно хочешь лишить меня дома только ради того удовольствия покрутить ключами от иномарки перед коллегами?
Дмитрий долго молчал; он вертел вилку между пальцами и краснел пятнами от внутренней борьбы между желанием получить желаемое и чувством долга перед матерью.
— Нет… мам… Не хочу… — наконец пробормотал он глухо.
— Что значит «не хочу»?! – прошипела Елена сквозь зубы и толкнула мужа локтем под рёбра. – Мы же договорились! Ты обещал!
– Я сказал НЕТ! – неожиданно взорвался Дмитрий и стукнул кулаком по столу так сильно, что салатница подпрыгнула вместе со всеми приборами вокруг неё.– Мама права! Это её дача! Отец её строил своими руками! Я там вырос!.. Продавать её ради какой-то железяки?.. Это просто подло!.. Сами заработаем!.. Или купим попроще машину… пусть даже б/у…
– Подержанную?! – фыркнула Галина с презрением.– Чтобы она каждый месяц из сервиса не вылезала? Нет уж!.. Моя дочь по развалюхам ездить не будет!
– Тогда пусть ходит пешком,— спокойно заключила Татьяна.— Для здоровья полезнее будет.
Ужин был окончательно испорчен атмосферой напряжения и недосказанности между всеми присутствующими за столом.
