— Владислава всегда была… своеобразной, — Богдан покачал головой. — Родители ее баловали, многое прощали. Она привыкла добиваться желаемого любой ценой.
— И использовать окружающих, включая родного брата, — добавила Мария.
— Я действительно сегодня свяжусь с родителями, — твердо произнес Богдан. — Пора положить конец этой лжи.
Позже вечером Богдан долго беседовал с родителями по телефону. Мария слышала, как его голос то поднимался, то почти исчезал в тишине. Когда он вышел из комнаты, его лицо выражало усталость и одновременно облегчение.
— Как все прошло? — спросила Мария.
— Лучше, чем я ожидал, — ответил он и сел рядом. — Отец сильно разозлился, но больше из-за того, что я все это скрывал от них, чем из-за самих денег. Мама расстроилась, но призналась, что давно подозревала неладное. Я пообещал вернуть им всё до последней гривны.
— А что сказали о Владиславе?
— Они потрясены ее поступком. Отец сказал, что сам с ней поговорит.
Через неделю ситуация окончательно прояснилась. Валентина позвонила Марии и долго просила прощения за поведение дочери. Выяснилось: Владислава солгала родителям не только насчет квартиры, но и относительно причин расставания с Иваном, трудоустройства и своих финансовых трудностей.
— Мы не так ее воспитывали… — голос свекрови дрожал от волнения. — Я не понимаю, где мы допустили ошибку.
Мария старалась утешить женщину словами поддержки, хотя внутри все еще бушевало негодование.
Владислава была вынуждена съехать от родителей: отец поставил жесткое условие — либо она устраивается на работу и сама оплачивает жилье, либо переезжает к тетке в другой город. Она выбрала первый вариант и устроилась администратором в спортивный клуб. С Иваном они действительно расстались: он исчез сразу после того как понял — бесплатного жилья больше не будет.
Богдан начал ежемесячно откладывать средства на возврат долга родителям. Это означало перенос их с Марией планов по досрочному закрытию ипотеки на неопределенное время; однако Мария согласилась без колебаний — семейные обязательства нужно выполнять в первую очередь.
— Знаешь… — сказала она однажды вечером задумчиво, — думаю, нам стоит все-таки сдавать мою квартиру. Родители переедут не раньше следующего года, а дополнительные деньги нам сейчас пригодятся.
— Ты уверена? — переспросил Богдан. — После всего произошедшего…
— Абсолютно уверена. Но сдавать будем официально: через агентство недвижимости с договором и всеми необходимыми условиями.
— Даже не представляешь себе, насколько я тебе благодарен… — Богдан обнял ее крепко. — Не только за это решение… а за то вообще… что ты осталась со мной несмотря на мою ложь.
— Я не говорю тебе «все забыто», — серьезно ответила Мария. — Мне до сих пор больно оттого что ты мне тогда не доверился полностью… Но я понимаю твои мотивы. Просто пообещай мне одно: больше никаких тайн между нами.
— Обещаю! Никаких секретов… И никаких Владислав с Иванами в твоей квартире!
Мария рассмеялась:
— Вот это точно запомни!
***
Спустя месяц они нашли подходящих арендаторов: молодую семью с ребенком. Договор заключили на полгода с возможностью продления срока аренды при обоюдном согласии сторон. Полученные средства решили делить поровну на три части: одну треть направлять родителям Богдана в счет долга; вторую использовать для ускоренного погашения ипотеки; третью откладывать на ремонт квартиры для родителей Марии.
Отношения с Владиславой постепенно начали налаживаться. После серьезного разговора с отцом она словно изменилась: стала ответственнее относиться к работе и даже извинилась перед Марией – пусть извинения прозвучали немного натянуто.
— Как думаешь… она правда изменилась? – спросила Мария у Богдана после семейного ужина у его родителей; там Владислава удивительно спокойно себя вела и даже помогала накрывать на стол.
— Не знаю точно… – честно признался он. – Но хочу верить в это изменение… В конце концов эта история стала уроком для всех нас…
— Уроком каким?
— Что нельзя строить отношения на манипуляциях и лжи… И иногда нужно просто говорить правду – какой бы неприятной она ни была…
Мария взяла его за руку:
— Вот тут ты абсолютно прав! И еще кое-что…
— Что именно?
— Что нельзя пускать золовок сомнительного поведения вместе с их непонятными кавалерами жить в свои пустующие квартиры! Особенно если эти золовки считают возможным поселиться у жены брата бесплатно!
Богдан рассмеялся и поцеловал ей руку:
— Этот урок я усвоил лучше всех остальных!
А Владислава?.. Она наконец-то научилась самостоятельно платить за жилье.
И возможно именно этот урок оказался для нее самым важным из всех полученных ранее…
